Татьяна Горбунова
Организация интегрированных занятий в детском саду с использованием материалов технологии Тико-моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольное детство – это оптимальный период для расширения и обогащения детских представлений об окружающей действительности. Поэтому задача детского сада – обогатить речь и представление ребенка об окружающем его мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияние; научить ценить прекрасное; развивать познавательную активность. Все это возможно раскрыть в учебной деятельности, так как на занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, формируются навыки самооценки. Одним из путей соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников является интегрированный подход.
Публикация «Организация интегрированных занятий в детском саду с использованием материалов технологии Тико-моделирования» размещена в разделах
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает логику, мышление, коммуникативные способности.
3. За счет усиления меж предметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения.
5. Форма проведения занятий нестандартна, интересна.
-Занятие-игра,
- занятие-беседа
-занятие-праздник
-занятие-путешествие.
Требования к интегрированным занятиям :
- Четкость, компактность, сжатость учебного материала (и вместе с тем его большая информационная емкость).
- Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала на каждом занятии.
- Доступность изложения материала
- Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Игра, по- прежнему, остается ведущим видом деятельности. Обучение и развитие детей в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью ТИКО – конструкторов. Универсальный конструктор пробуждает любознательность, развивает творческую фантазию. Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, тем самым превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Задачи, решаемые на интегрированных занятиях с Тико- конструкторами по областям:
познавательное развитие:
техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО- конструктора;
В процессе освоения математических знаний : благодаря ТИКО дети очень легко и быстро запоминают геометрические фигуры (например, как раздаточный материал, счет (углы, стороны, количество деталей, ориентируются в пространстве, сравнивают по длине (дорожки, высоте (домики, елочки) и т. д.
Немаловажна и работа со схемами – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.
речевое развитие
обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) Для развития речи: итогом прочитанного произведения может стать собранная фигура героя, которому затем каждый может «подарить» нужные слова, рассказать свою сказку, описать свою игрушку. ТИКО кроме того позволяет обыграть любое художественное произведение. Можно построить самих персонажей и использовать их для театрализации, или создать атрибуты для превращения в этих персонажей - корону, шлем, золотой ключик и многое другое.
художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО- конструктора;
Дошкольники создают тематические конструкции, которые можно объединить в эффектную масштабную выставку, на которой приветствуются индивидуальные работы детей и работы, созданные совместно с педагогом или родителями.
Такой подход развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует концентрации внимания, так как это заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, следовать устным инструкциям. Стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления.
физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют :
лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
расширению кругозора ребёнка;
расширению знаний в области окружающего мира;
созданию психологического комфорта при обучении;
развитию фантазии и творческих способностей.
Занятия с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества : внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.