Лучший педагог года

Консультация «Норма и отклонения в развитии человека»

Татьяна Корепанова
Консультация «Норма и отклонения в развитии человека»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Норма и отклонения в развитии человека»

Понятие нормы существует в любом обществе вне зависимости от его развития и процветания, экономического успеха и т. д.

Понимание нормы необходимо для того, чтобы определять различные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии.

Публикация «Консультация „Норма и отклонения в развитии человека“» размещена в разделах

Норма – это определённый образец, правило, мера дозволенного (обязательного или допустимого) поведения или деятельности. По своему содержанию понимание нормы включает в себя то, что установлено или сложилось на конкретном этапе развития данного общества. Также под нормой понимают должное поведение, отношение и деятельность. Норма – это условное обозначение конкретной объективной реальности, общепринятый среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность. Норма – это то, к чему стремится каждый, но при этом довольно часто понимание и восприятие нормы у каждого своё.

В настоящее время в современной педагогике существует проблема определения нормы и её вариантов. Принято выделять следующие вопросы, касающиеся определения и установления нормы:

• норма реакции (сенсорной, моторной,

• норма когнитивной функции (память, мышление, восприятие,

• норма регуляции, норма личности,

• эмоциональная норма,

• нормы половых различий,

• нормы возрастных различий.

Таким образом, понятие нормы является относительно постоянным, а его содержание зависит во многом от культуры, меняющейся с течением времени и развитием общества.

В различных науках, занимающихся изучением развития человека (биология, медицина, психология и т. п.) свои показатели, характеристики и параметры нормы. Отклонение от нормы принято называть аномалией или девиацией.

Понимание нормы и отклонения необходимо для того, чтобы выделить ту точку отсчёта, относительно которой представляется возможность уточнить причины, вызывающие различного рода отклонения, выяснить, как именно они влияют на процесс обучения, воспитания и социализации ребёнка.

Отклонения принято разделять на:

- положительные (предприимчивость, талант и т. п.,

- отрицательные (умственная отсталость, недоразвитость и т. п.).

В настоящее время отклонения принято делить на 4 основных группы. Группа отклонения зависит от того, какие причины лежат в основе.

Основные причины отклонений:

1. Физические нарушения развития (недоразвитость органов и систем, болезни, врождённые аномалии и т. д.).

2. Психические нарушения развития (задержка в развитии, различные виды и типы умственной отсталости, речевые нарушения и т. п.)

3. Педагогические причины – неполучение или недополучение необходимого уровня образования, вызванное невозможностью его получения в силу жизненных обстоятельств (беженцы, нежеланием учиться (бродяжничество).

4. Социальные причины – нарушение общепринятых норм поведения, деятельности, морали (алкоголизм, наркомания, преступность и т. п.)

Физические отклонения связаны с уровнем здоровья человека, отклонение от нормы определяется посредством медицинского обследования (измерение роста, веса, объёма и т. п.) Они могут быть вызваны наследственными факторами либо внешними причинами.

Физические отклонения:

- недуг – затруднения в деятельности,

- ограниченная возможность – определённые ограничения в деятельности,

- инвалидность – недееспособность.

Отклонения в физическом развитии могут быть связаны с нарушением зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и т. д. Дети, имеющие недуг или ограниченные возможности получают образовательные услуги в индивидуальном порядке (домашнее обучение) или в рамках инклюзивного обучения.

Психические отклонения связаны с умственны развитием ребёнка, возможными недостатками психики. К данному виду отклонений относятся:

- задержка психического развития (ЗПР,

- различные виды умственной отсталости (олигофрения, идиотия и т. д.,

- нарушения эмоционально-волевой сферы.

Педагогические отклонения связаны с достижением образовательных стандартов, которые определяют уровень образованности человека. Согласно образовательным стандартам, каждый ребёнок обязан получить необходимый уровень образования, пройдя ряд ступеней образования, часть из которых является обязательной и закреплённой законодательно. Получение образования начинается с дошкольного, далее школьное и послешкольное (вузы и сузы по желанию и выбору ребёнка). Однако есть дети, которые не получают образование по ряду причин (беженцы, дети из неблагополучных семей и т. п.)

Социальные отклонения связаны с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает её управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Арт-терапевтическое воздействие музыки на человека» "Музыка - не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья. " В. М. Бехтерев Виднейшие древнегреческие философы.

Консультация для педагогов и родителей «Красота речи человека» Красота речи человека. Роль голоса. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как о внешнем виде, люди судят.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для родителей «Растим здорового человека» Здоровье даётся человеку от рождения, и чтобы сохранить его на всю жизнь, необходимо постоянно заботиться об его укреплении с раннего детства.

Консультация для родителей «Если ребенок ворует — норма, игра или отклонение?» Введение Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности,.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Воспитание достойного человека»Консультация для родителей «Воспитание достойного человека» В ребячьей душе все хрустально – тонко Разрушим – вовек не соберем. Эдуард Асадов В век технического прогресса произошли качественные прыжки,.

Консультация для родителей «Воспитывать нравственного человека»Консультация для родителей «Воспитывать нравственного человека» Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие - кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребёнка эти прекрасные человеческие.

Консультация для воспитателей «Рисуем человека» В детском саду много внимания уделяется физическому и интеллектуальному развитию детей, необходимо также не забывать о важности развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Норма и отклонения в развитии человека»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 10:39
+175Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Норма и отклонения в развитии человека»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Корепанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД