Татьяна Корепанова
Консультация «Норма и отклонения в развитии человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Норма и отклонения в развитии человека»
Понятие нормы существует в любом обществе вне зависимости от его развития и процветания, экономического успеха и т. д.
Понимание нормы необходимо для того, чтобы определять различные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии.
Публикация «Консультация „Норма и отклонения в развитии человека“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Норма – это определённый образец, правило, мера дозволенного (обязательного или допустимого) поведения или деятельности. По своему содержанию понимание нормы включает в себя то, что установлено или сложилось на конкретном этапе развития данного общества. Также под нормой понимают должное поведение, отношение и деятельность. Норма – это условное обозначение конкретной объективной реальности, общепринятый среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность. Норма – это то, к чему стремится каждый, но при этом довольно часто понимание и восприятие нормы у каждого своё.
В настоящее время в современной педагогике существует проблема определения нормы и её вариантов. Принято выделять следующие вопросы, касающиеся определения и установления нормы:
• норма реакции (сенсорной, моторной,
• норма когнитивной функции (память, мышление, восприятие,
• норма регуляции, норма личности,
• эмоциональная норма,
• нормы половых различий,
• нормы возрастных различий.
Таким образом, понятие нормы является относительно постоянным, а его содержание зависит во многом от культуры, меняющейся с течением времени и развитием общества.
В различных науках, занимающихся изучением развития человека (биология, медицина, психология и т. п.) свои показатели, характеристики и параметры нормы. Отклонение от нормы принято называть аномалией или девиацией.
Понимание нормы и отклонения необходимо для того, чтобы выделить ту точку отсчёта, относительно которой представляется возможность уточнить причины, вызывающие различного рода отклонения, выяснить, как именно они влияют на процесс обучения, воспитания и социализации ребёнка.
Отклонения принято разделять на:
- положительные (предприимчивость, талант и т. п.,
- отрицательные (умственная отсталость, недоразвитость и т. п.).
В настоящее время отклонения принято делить на 4 основных группы. Группа отклонения зависит от того, какие причины лежат в основе.
Основные причины отклонений:
1. Физические нарушения развития (недоразвитость органов и систем, болезни, врождённые аномалии и т. д.).
2. Психические нарушения развития (задержка в развитии, различные виды и типы умственной отсталости, речевые нарушения и т. п.)
3. Педагогические причины – неполучение или недополучение необходимого уровня образования, вызванное невозможностью его получения в силу жизненных обстоятельств (беженцы, нежеланием учиться (бродяжничество).
4. Социальные причины – нарушение общепринятых норм поведения, деятельности, морали (алкоголизм, наркомания, преступность и т. п.)
Физические отклонения связаны с уровнем здоровья человека, отклонение от нормы определяется посредством медицинского обследования (измерение роста, веса, объёма и т. п.) Они могут быть вызваны наследственными факторами либо внешними причинами.
Физические отклонения:
- недуг – затруднения в деятельности,
- ограниченная возможность – определённые ограничения в деятельности,
- инвалидность – недееспособность.
Отклонения в физическом развитии могут быть связаны с нарушением зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и т. д. Дети, имеющие недуг или ограниченные возможности получают образовательные услуги в индивидуальном порядке (домашнее обучение) или в рамках инклюзивного обучения.
Психические отклонения связаны с умственны развитием ребёнка, возможными недостатками психики. К данному виду отклонений относятся:
- задержка психического развития (ЗПР,
- различные виды умственной отсталости (олигофрения, идиотия и т. д.,
- нарушения эмоционально-волевой сферы.
Педагогические отклонения связаны с достижением образовательных стандартов, которые определяют уровень образованности человека. Согласно образовательным стандартам, каждый ребёнок обязан получить необходимый уровень образования, пройдя ряд ступеней образования, часть из которых является обязательной и закреплённой законодательно. Получение образования начинается с дошкольного, далее школьное и послешкольное (вузы и сузы по желанию и выбору ребёнка). Однако есть дети, которые не получают образование по ряду причин (беженцы, дети из неблагополучных семей и т. п.)
Социальные отклонения связаны с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает её управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.