Ирина Богомолова
Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему: «Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов»
Подготовила: ст. воспитатель МБДОУ детского сада «Солнышко» г. Данилов Ярославской обл.
Слайд 2 Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами»
Публикация «Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Слайд №3 Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Слайд 4
Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Слайд 5 Воспитатель 21 века - это…
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации : заочное обучение в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, семинарах, методических объединениях и т. д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, как старший воспитатель, пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование, причем постоянное и непрерывное.
Слайды № 6 - 9 Оценить потребность педагогов в развитии мы выяснили с помощью анкет
Подсчёт результатов
Слайд №10
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
• Для молодых специалистов;
• Для воспитателей, работающих свыше 5 лет;
• Для опытных, творчески-работающих воспитателей.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
• Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
• Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу. Только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда в образовательном учреждении созданы определенные условия.
Используемые диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями мной были предложена для работы научно-педагогическая информация в журналах, методических пособиях, имеющихся в методическом кабинете, оказывалась помощь методическими ресурсами в Интернете.
Слайд №11
Основными критериями самообразования педагогов являются : эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, готовность воспитанников к школьному обучению, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.
Слайд № 12 Формы работы по самообразованию
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.
Слайд №13 Выбор тем для самообразования
Слайд №14
I. Как правильно сформулировать тему:
1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:
Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»
Слайд № 15
2. Формулировка темы по схемам:
• ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
• ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
• Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО –ТО
Например:
«Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Слайд №16 Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Слайд №17 Формулирование задач исследования
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
Слайд № 18 Примерный материал в портфолио педагога ДОУ
• План работы по самообразованию
• Самообразовательная работа над темой
Слайд №19 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
На основе индивидуальных планов мною составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Слайд № 20, 21, 22 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Слайд №23 Хочется закончить своё выступление словами:
«Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться.»