Володина Светлана Александровна
Консультация на тему: «Родителям о речевом дыхании»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 Володина Светлана Александровна
Что такое речевое дыхание?
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Таким образом, правильное речевое дыхание является основой звучащей речи!
Публикация «Консультация на тему: „Родителям о речевом дыхании“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Задача взрослых – воспитателя и родителя – научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранять возрастные недостатки речевого дыхания. Нарушения речевого дыхания также могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.
Правильное речевое дыхание
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, важно, прежде всего, развивать:
1) бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч; 2) сильный плавный ротовой выдох.
Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет) длительность выдоха должна обеспечивать произнесение фразы из 3-5 слов. Постепенно дети будут приучаться к более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха нужно губы складывать трубочкой, надувать щеки нельзя;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Уважаемые родители!
Проявляя изобретательность, выдумку, Вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с забавных для ребенка игровых упражнений. Играя с детьми, нужно обязательно соблюдать перечисленные выше правила!
Упражнения на развитие речевого дыхания
«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.
«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите легкий шарик, например, от пинг-понга. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
«Листопад». Вырежьте из цветной бумаги различные осенние листья. Предложить ребенку подуть на листья, лежащие на ладони, так, чтобы они полетели. Аналогично можно сдувать с ладони ватные комочки или «снег».
«Шторм в стакане». Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой. Важно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными.
«Ветряная мельница». Для этой игры необходима вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый может сопровождать действия текстом: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!» А. С. Пушкин.
«Покатай карандаш». Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1 Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут;
2 регулярность выполнения: ежедневно;
3 упражнения проводятся в проветренном помещении;
4 игрушка, на которую дует ребенок, должна находиться на уровне губ, на расстоянии 10-15 см;
5 упражнения не следует проводить сразу после еды (рекомендуется подождать 1,5-2 часа после последнего приема пищи);
6 в день рекомендуется проводить только один вид упражнения. Количество повторений 2-3 раза, при этом обязательно необходимо следить за самочувствием ребенка: если возникают головокружение и слабость, прекратите упражнение.