Александра Лагутина
Консультация «Развитие логического мышления в различных видах деятельности»
Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению в школе.
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части.
1. развитие речи.
2. развитие интеллектуальных способностей.
Публикация «Консультация „Развитие логического мышления в различных видах деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. развитие произвольности, то есть ребёнок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением.
4. развитие познавательной активности.
5. развитие мелкой моторики.
И так, каковы же особенности развития логических процессов и познавательной деятельности у детей в дошкольном возрасте?
Игра- является ведущим видом деятельности дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно- манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т. д., до сюжетно-ролевых игр с правилами (например в «магазин «, «дочки- матери и др. Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. К среднему дошкольному возрасту игры становятся совместными. Главное в этих играх имитация определённых отношений взрослых.
В особый класс выделяются игры- соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребёнок строит что-то полезное, нужное в быту.
В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В игре ребёнок учится пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, учатся планировать свои действия. Имен в игре совершенствуются ручные движения и умственные способности.
Особенно следует рассказать о развитии восприятия, памяти, внимания и мышления дошкольника.
В период времени от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской, продуктивной деятельности, художественной деятельности у ребёнка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей.
Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребёнку будут даваться эталоны (шар, куб, другие геометрические фигуры или эталоны цвета.)
На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно- исследовательских движений руки и глаза.
На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.
Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т. е. то, что оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Активное владение речью, рассуждения вслух, внутреннее регулируемое восприятие позволяют формировать внимание, т. е. внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредотачивать внимание уже от12- до 20 секунд.
К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т. к. уже и в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа первой деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребёнка.
Что касается развития памяти, то в младшем и среднем дошкольном возрасте (у детей 3-4 лет) запоминание и воспроизведение являются непроизвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учёными замечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3-4 лет в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различный материал. Большинство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное при том условии. Что оно вызывает у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребёнок учится замещать их образами.
Таким образом, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. 3-4 летний ребёнок может использовать слова. Которые взрослые называют понятиями.
Полностью словесно-логическое. Понятийное или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Игры и задания для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.
1. Учим ребёнка, описывать различные свойства окружающих его предметов. Можно ребёнка попросить описать любой предмет, или игрушку.
Какого цвета?
Из чего сделана?
Для чего предназначена?
Можно сделать игру более интересной, Развивать не только речь, Нои воображение, попросив ребёнка рассказать о данном предмете сказку или необычную фантастическую историю.