Ольга Сазонова
Консультация «Природа глазами детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность — это «желание знать». Любознательность делает человека жаждущим учиться — страстно желающим что-то узнать. Если мы хотим воспитать зрелых, уравновешенных детей, мы должны удовлетворять их любознательность, желание узнавать что-либо.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Публикация «Консультация „Природа глазами детей раннего возраста“» размещена в разделах
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается при постоянном общении с ней. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
В течение первого года жизни малыш открывает для себя существование объектов природы, учится контактировать с ними. Разнообразные по содержанию восприятия и ощущения способствуют его полноценной жизнедеятельности.
Контакты с природой (светом, водой, песком, землей, глиной, ветром, снегом, дождем, с растениями, животными обогащают эмоциональную сферу младенца, развивают сенсорные процессы, возбуждают любопытство, воспитывают познавательные интересы, активизируют предметно-практическую деятельность, повышают жизнедеятельность его организма, тренируют в умении ориентироваться в окружающем пространстве.
В совместной со взрослым деятельности в природной окружающей среде ребенок приобретает опыт безопасного контакта с компонентами природы, овладевает приемами обследования, простейшими формами исследования природных объектов, овладевает элементарными представлениями об уходе за растениями и животными.
Совместная со взрослым деятельность в естественной окружающей среде (кормление птиц, поливки цветов и т. д.) требует от малыша сосредоточенности, терпения, умения вести себя адекватно, эмоциональной восприимчивости. Положительный опыт общения с природой в процессе наблюдения, игровой, исследовательской, элементарной трудовой деятельности закладывает фундамент для последующего формирования у ребенка ценностного отношения к ней.
В первые 3 месяца жизни малыш, находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, с интересом рассматривает природные объекты ближайшего окружения - цветы на подоконнике, рыбки в аквариуме, птичку; прислушивается к звукам, которые они выдают.
В 4-6 месяцев младенец протягивает руки в направлении к тем объектам природы, которые находятся недалеко от него, пытается их схватить, удержать в руке; эмоционально реагирует на них, радуется своим впечатлениям от контактов с водой; удивляется прикосновению ветерка; пугается грома, морщится от дождя и т. д.
В 6-8 месяцев малыш прибегает к разнообразным действиям с овощами, фруктами: бросает, подносит ко рту, ощупывает, исследует губами, языком, переворачивает, раздавливает. Ползание и сиденье расширяют его возможности ознакомления с природными объектами жилого помещения и прилегающего к природной окружающей среде.
В 9-10 месяцев малыш самостоятельно садится, уверенно сидит и может непродолжительное время постоять в вертикальном положении, опираясь на опору, рука становится искуснее, глаза - бдительнее, внимание - концентрирование, познавательная деятельность - активной. Благодаря этому младенец способен не только наблюдать за естественной окружающей средой, но и элементарно на нее влиять, выполнять простые предметно-практические действия: вместе кормит животных, поливает цветы и т. д.
В 11-12 месяцев малыш использует по назначению знакомые ему предметы ухода за растениями и животными (кормит сухим кормом рыбок в аквариуме, насыпает крупу в кормушку птицам и т. д.). Малыш подражает действиям взрослого по уходу за объектами природы в окружающей среде.
Как научить любить и понимать природу? Предлагаю некоторые рекомендации, которые помогут понять как научить детей беречь окружающий мир.
– Научиться самим понимать все живое.
– Научить малышей любить и уважать все живое и защищать их.
– Воспитывать в ребенке доброту и человечность. Пусть ребенок знает, что все живое для него-неприкосновенно.
– Дать первоначальные знания о живых существах.
– Рассказывать детям о животных по-разному: весело, достоверно и поучительно. Беседовать с малышом о прочитанном.
– Как можно раньше дать возможность ребенку участвовать в уходе ха животными, растениями.
– Любить природу самим. Видя наше отношение, ребенок не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру.
Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому наша задача состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой.