Кулишова Екатерина
Консультация «Нужно ли заставлять ребенка делиться»
Нужно ли заставлять ребенка делиться?
«Делиться — значит заботиться. Быть щедрым — значит быть хорошим». Наверняка вы слышали это от своего малыша, возвращающегося из детского сада. Как научить их заботе и доброму общению, но не приучить уважать чужие желания больше своих?
Причины
Каждая мама на собственном опыте знает, что дети имеют склонность к собирательству. Камешки, киндеры, слаймы, конструкторы, куклы, резиночки для волос. Дошкольники всегда очень любопытны и потому исследуют и собирают больше и больше. Так что не стоит удивляться, что чужое притягивает их магнитом.
Публикация «Консультация „Нужно ли заставлять ребенка делиться“» размещена в разделах
Но почему мы хотим, чтобы дети делились?
Один из простых вариантов ответа, который не очень-то хочется произносить вслух, — чтобы никто не подумал, что мы плохие мамы, воспитавшие плохого ребенка. Если этот вариант ваш, сразу вспомните, что вы не обязаны оправдывать ничьих ожиданий, равно как и ваш ребенок.
Второй — более глубокий — ответ кроется в наших ценностях.
Мы хотим, чтобы дети были сострадательными, добрыми и задумывались о том, чего могут хотеть или в чем нуждаются другие люди. Мы просим их делиться игрушками и помогать другим в духе доброты и, если хотите, поддержания мира на площадке.
Принуждение убивает ценности
Существует несколько способов научить детей быть щедрыми и мудрыми, притом сказав: «Не хотеть делиться — это твое право».
Например, ваш Саша играет на площадке с машинкой. Рядом появляется второй ребенок, который тенью следует за Сашей и требует, умоляет дать ему игрушку. Как правило, родителей второго мальчика не бывает рядом.
Вы могли бы мягко сказать: «Сашенька, пришло время поделиться машинкой. У тебя была возможность с ней поиграть, но этот маленький мальчик тоже хотел бы покатать ее несколько минут».
Очередность выбирает ребенок, а не взрослый
Итак, на детской площадке продолжается немая сцена «Машинка, Саша и страдания».
Вы могли бы сказать: «Сашенька, я даю тебе еще две минутки поиграть с машинкой, прежде чем попрошу ей поделиться с вот этим печальным мальчиком». Но так вы снова заберете инициативу себе. Вы решаете, что ребенок должен делать со своей игрушкой и со своим миром. Но наша задача как раз в другом — научить распоряжаться своими ценностями и коммуницировать. Так что вместо этого предложите Саше сказать: «Привет! Я дам тебе поиграть, когда сам закончу».
Перед нами очередность, ориентированная на детей, а не на ожидания взрослых. Такое смещение акцентов научит позитивной, доброй и вежливой… напористости. Мы еще скажем спасибо этому умению ребенка вежливо стоять на своем. Скольким из нас трудно сказать «нет» начальству, токсичным отношениям или надоедливым знакомым? А Саша учится делать это прямо сейчас.
В итоге ситуация учит одновременно справедливому отношению и получению удовлетворения от совершения собственного выбора.
Если вы хотите помочь не только Саше, но и второму мальчику, отчаянно желающему скорее начать игру, можно научить его вежливому вопросу: «Можно мне тоже поиграть, когда ты закончишь?»
Делиться — значит заботиться. Но только когда вы готовы и когда это кажется справедливым. Чем раньше наши дети научатся не только щедрости, но и терпению, тем лучше они смогут противостоять будущим неудачам.
Ссылка на сайт со статьей:
https://растимдетей. рф/articles/nuzno-li-zastavlyat-rebenka-delitsya