Анна Владимировна Фоминцева
Консультация на тему «Алалия и ее виды»
Алалия – грубое недоразвитие речи или её полное отсутствие, вызванное органическими поражениями речевых центров в коре головного мозга, которые могли произойти внутриутробно или в течение первых трех лет жизни ребенка.
При алалии отмечается (если есть речь):
-низкий словарный запас
- позднее проявление речевых реакций
- нарушение слоговой структуры
- звукопроизношения и фонематических процессов
- аграмматизмы
Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает терапии:
- фонетико-фонематических процессов
Публикация «Консультация на тему „Алалия и ее виды“» размещена в разделах
- связной речи
- развитие лексико-грамматических
- психических функций
- медикаментозную терапию
За годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии, зависящих от степени недоразвития речи и проявлений недуга. Сегодня в логопедии применяется классификация алалии по В. А. Ковшикову, по которой выделяются три типа алалии:
- моторную алалию
-сенсорную алалию
- смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)
При моторной алалии
имеют место характерные речевые и неречевые (неврологические, психологические) проявления. В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В таком случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи сохраняется. Неврологическая симптоматика при моторной алалии проявляется, прежде всего, двигательными расстройствами: слабым развитием моторики пальцев рук, недостаточной координированностью движений, неловкостью. Наблюдаются трудности с выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики и т. п.) и с овладением навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц и т. п.). Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения эмоционально-волевой сферы, памяти (особенно слухоречевой, восприятия и внимания. По мере развития речи такого ребенка, интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются. Словарный запас детей при моторной алалии существенно отстает от возрастной нормы. Новые слова тяжело усваиваются, в активном словаре имеются преимущественно обиходные термины. Маленький словарный запас обусловливает неточное понимание значений слов, замены их по звуковому и семантическому сходству, неуместное употребление слов. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.
Сенсорная алалия
возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих. Недоразвитость фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к нарушению соотнесения слышимого или произносимого слова с тем или иным явлением или предметом и неразличению слов-паронимов.
Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к нарушениям поведения, вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, проблемами концентрации внимания, неустойчивостью памяти и слухового восприятия. У детей с сенсорной алалией может отмечаться хаотичность поведения - импульсивность или, напротив, инертность, замкнутость. В чистом виде сенсорная алалия наблюдается редко, обчаще
встречается смешанная сенсомоторная алалия
что указывает на функциональную неразрывность речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, отоларинголога, логопеда, детского психолога. Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в коррекционных центрах, специализированных ДОУ, санаториях и стационарах. Работа над речью ведется при помощи физиотерапии (транскраниальной электростимуляции, электрофореза, лазеротерапии, ДМВ, магнитотерапии, ИРТ, водолечения, электропунктуры и др.) и медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур. При алалии важно работать над развитием психических функций (внимания, мышления, памяти, представлений, общей и ручной моторики.