Ирина Локтионова
Консультация «Краеведение в системе дошкольного воспитания — первая ступень социализации ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание
вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Алексей Николаевич Толстой
Краеведческое воспитание дошкольников рассматривается в качестве составляющей части базовой культуры личности дошкольника. Краеведческая деятельность педагога современного детского сада имеет огромное общественно-политическое и культурное значение; играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе.
Публикация «Консультация „Краеведение в системе дошкольного воспитания — первая ступень социализации ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Современное образование требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, социализированных, адаптированных к условиям современной жизни. Именно краеведческая деятельность создает оптимальные условия для саморазвития ребенка. В случае соблюдения систематичности и непрерывности в своей организации, краеведческое воспитание даст эффективные результаты, позволит организовать краеведческую работу в определенной плановой системе в течение всего воспитательно-образовательного процесса.
Краеведение в детском саду является важной областью работы в плане воспитания всесторонне развитого человека. В наш неспокойный век все более возрастает роль нравственного воспитания. Одной из норм нравственности, выработанных народом за многовековую историю, является любовь к родному краю. Краеведческая деятельность сплачивает коллективы, укрепляет дружбу на основе общих дел и замыслов.
Предельно ясно, что внедрение в воспитательную деятельность мероприятий краеведческой направленности оказывает положительное влияние на глубину знаний и общее развитие дошкольников.
Социально-личностное развитие дошкольника является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания. Одним из факторов социализации дошкольников является краеведческая работа, в процессе которой ребенок сталкивается с реальной действительностью, конкретными жизненными ситуациями, связанными с преодолением трудностей, с проявлением волевых усилий, самостоятельных решений, согласованных действий, что способствует приобретению нравственного опыта.
Задачами социального развития выступают :
-развитие социальных эмоций, развитие чувства патриотизма-любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим её;
-усвоение детьми нравственных ценностей;
-налаживание межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;
-воспитание этических ценных способов общения, сотрудничества;
-развитие интереса к самопознанию и воспитание у ребёнка уважения к себе.
Приобретение воспитанниками информации об особенностях местного социума, развитие критичности их суждений, умение ориентироваться в окружающей среде, желание участвовать в ее преобразовании - эти и другие воспитательные ценности заложены в краеведении, что позволяет рассматривать его как важный системно-ценностный подход в процессе социализации развивающейся личности. Социализация личности - это процесс ее формирования в конкретных жизненных условиях социума : семьи, школы, города (села, региона, страны. В процессе жизнедеятельности происходит усвоение социального опыта, т. е. преобразование норм, правил и ценностей общества в личностные ценности, определяющие модель поведения человека. Это преобразование может быть как спонтанным, так и целенаправленным.
Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия.
Взаимодействие личности с окружающей средой - одна из наиболее острых проблем современности, ибо успех материального производства, создание духовных ценностей, формирование новых общественных отношений во многом зависят от того, на какой основе складываются отношения со средой.
Опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родным местам, родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения.
Краеведческую работу в самом обобщенном виде можно представить как деятельность, включающую следующие компоненты:
1. Содержательный (знания о родном крае).
2. Оперативный (разнообразные действия, оперирование умениями, приемами).
3. Результативный (новые знания, новый специальный опыт, идеи, взгляды, потребности и качества личности).
Содержательный компонент предполагает выяснение предмета краеведческой работы, ее назначения. Дошкольное краеведение – это деятельность по ознакомлению детей с историческим и культурным наследием своего края, с природными, промышленными и другими особенностями. Оно предполагает всестороннее изучение определенной территории в образовательно-воспитательных целях.
Оперативный компонент краеведческой работы помогает ответить на вопрос: «С помощью каких приемов, методов и форм можно познать родной край?»
Результативный компонент краеведческой работы выражается прежде всего в том, что дети под руководством взрослых приобретают различные знания из жизни родного края в процессе его изучения.
В процессе познания и преобразования родного края в детях утверждается важнейшее патриотическое чувство - ответственность за судьбу своей малой и большой Родины.
Функции формирования системы ценностных отношений
1. Просветительная функция. Основными объектами познания в процессе краеведческой работы являются люди, культура, труд и природа.
Вооружая подрастающее поколение знаниями о крае, формируем готовность и желание детей быть полезными своему народу, по мере взросления вносить свой вклад в улучшение жизни родного края.
2. Своеобразной функцией краеведческой работы является демаскировочная. Сущность ее заключается в том, что в процессе краеведческой работы раскрываются свойства предметов, явлений, существование которых не предполагалось (снимается «маска» с познанного объекта, обнаруживаются его истинные свойства).
3. Комментирующая функция. Усвоение знаний о каком-либо объекте в процессе краеведческой работы сопровождается его моральной оценкой, т. е. одобрением или осуждением различных явлений социальной действительности и поступков людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют.
Основной носитель значения - слово
4. Ориентирующая функция. Краеведческая работа, в процессе которой окружающие предметы и объекты познаются и переживаются, а также получают соответствующие моральные оценки, регулирует отношения детей к людям, предметам в окружающей среде, учит правильно ориентироваться в ней. Эмоциональное восприятие факта, явления или предмета может усиливать или ослаблять их значимость для субъекта, побуждать к определенному действию.
5. Стимулирующая функция. Краеведческая работа, направленная на познание родного края и сопряженная с полезной деятельностью в родном городе или селе, создает стимулы для развития мотивационной сферы.
Стимулами, выступающими как внешнее явление или обстоятельство, в процессе краеведческой работы могут быть как ее содержание, так и отдельные компоненты организации деятельности.
Например, знания дошкольников об участии их земляков в Великой Отечественной войне, восхищение их мужеством стимулируют деятельность детей по оказанию помощи инвалидам войны; эта работа воспринимается ими как долг перед старшим поколением. Однако дети не могут еще осознавать потребности общества с той глубиной, чтобы они воспринимались ими как собственные и непосредственно побуждали бы к деятельности. Перед педагогом встает задача обеспечить наличие тех мотивов, которые стали бы непосредственными побудителями деятельности. В качестве таких побудителей выступают эмоции детей, возникающие в процессе «открытия своего края», вызывающие чувство удивления перед тем, как он богат и как мало знают о нем. Обнаружение новых свойств, сторон знакомого предмета (здесь в силу вступают просветительная, демаскировочная и комментирующая функции) повышает интерес к предлагаемой деятельности.
Средствами-стимулами коллективной деятельности, которыми располагает краеведческая работа, могут быть игры, соревнования, стремление дошкольника утвердить себя в коллективе, а также интерес к родному краю, его объектам по предметно-практическому основанию: общность территории, соседство, имеющийся опыт общения с людьми края и другие, которые педагог может использовать для «завязки» процесса изучения родного края и участия в его преобразовании.
На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития.
Перед педагогом встает задача обеспечить наличие таких мотивов, которые стали бы непосредственными побудителями к познанию. В качестве таких побудителей выступают эмоции детей, возникающие в процессе «открытия своего края», вызывающие чувство удивления перед тем, как он богат и как мало знают о нем.
Педагогу в процессе работы с ребенком важно обеспечить перевод внешних требований, отражающих принятую в социуме систему норм, стандартов или ценностей поведения, во внутренние установки личности дошкольника. Он информирует детей о своеобразии окружающей среды, отбирает в этой среде объекты, наиболее значимые для воспитания у дошкольников самостоятельности мышления, умения аргументировать выбор своего поведения, в целом использовать особенности социума как ресурс для формирования системы нравственных ценностей растущей личности.
Результативный компонент краеведческой работы выражается прежде всего в том, что дошкольники под руководством воспитателя приобретают различные знания из жизни родного края в процессе его изучения.
«Краеведение должно научить каждого ребёнка смотреть на окружающее не глазами потребителя, а глазами творца, деятеля, активного участника преобразования, совершенствования, рационализации, украшения» В дошкольном краеведении начинается не только изучение разнообразной жизни края и его роли для всего общества, но и закладывается возможность перехода от «констатации фактов и выражений эмоций к полезной деятельности». В процессе познания и преобразования родного края в детях утверждается важнейшие патриотические чувства – ответственность за судьбу своей малой и большой Родины, а также духовность, нравственность, гражданственность.
На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития в будущем.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических и гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.