Папки-передвижки

Консультация «Комплекс игр по формированию представлений о времени»

Ольга Дядичкина
Консультация «Комплекс игр по формированию представлений о времени»
▼ Скачать + Заказать документы

Время — это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе.

Публикация «Консультация „Комплекс игр по формированию представлений о времени“» размещена в разделах

Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляется через повседневную жизнь и непосредственную образовательную деятельность. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов. В педагогической деятельности очень важно опираться на особенности восприятия времени ребенком и закономерности развития его познавательной деятельности. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка. Положительный эффект дает парное сопоставление контрастных, но взаимосвязанных между собой категорий: день — ночь, утро — вечер, секунда — минута, быстро — медленно, осень — весна, лето — зима и др. Большой интерес вызывает у детей знакомство с такими особенностями времени, как его связь с повседневной жизнью, текучесть, непрерывность, периодическая сменяемость. Познание мер времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) должно основываться на развитии “чувства времени” у ребенка, осознании им своего настоящего, прошлого и будущего. Такой подход может существенно затормозить развитие временных представлений у детей. Педагог в процессе работы использует самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки) и т. п.

Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени.

На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаются с вопросами:

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какое время суток последует за вечером? И др.

Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. Для этого используют на занятиях дидактические игры: "По порядку стройся", "Неделька, стройся!", "Назови соседей", "Когда это бывает?" и др. Когда дети усвоят название и последовательность дней недели, они охотно решают такие задачи: "Сегодня среда. Завтра будет праздник в детском саду. В какой день недели будет праздник?"; "Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой"; "Какой день недели стоит перед вторником, а какой после вторника?" При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями.

Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т. д.

Использование дидактических игр

Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяют дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Дидактическую игру включают непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время.

Дидактические условно делятся на следующие группы:

1. Игры путешествие во времени

2. Игры на ориентирование в пространстве

Первая группа игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя. " Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.

Во вторую группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

В процессе дидактических игр могут использоваться поэтические произведения, в которых воспеваются картины природы, созидательный труд людей. При подготовке к ним воспитатель обращает внимание на интонации, логические ударения, паузы, продумывает различные способы общения с детьми; в ходе игры поощряет их стремление выразить в слове отношение, переживание.

Заключение

Детский сад, как нам известно, является промежуточным этапом между младенчеством и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плечами приличный багаж знаний и жизненных навыков. Элементарные представления даются детям в детском саду. Но нынешние малыши, оказывается, куда непоседлевее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала.

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Публикации по теме:

Не понимаем… А. Дольский НЕ ПОНИМАЕМ. Честно живем и не верим в наветы, друга порой от души обнимаем, а для чего существуем на свете -не понимаем. Вместо.

Проект «Путешествие во времени» Паспорт педагогического проекта в подготовительной к школе группа «Радуга». Название проекта «Путешествие во времени». Автор проекта: Дуглава.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Комплекс игр по формированию представлений о времени»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 13:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Комплекс игр по формированию представлений о времени»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дядичкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД