Анастасия Афанасьева
Консультация «Как научить ребенка говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение говорить с ранних лет является важнейшим фактором, который определяет дальнейшее развитие ребенка. Особенно важными считаются первые 2 года жизни, когда происходит понимание того, развивается ли речь согласно установленным нормам или нет. Развитием речи ребенка не нужно откладывать на потом. Разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни, показывая и называя ему окружающие предметы и давая возможность двигательной активности.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка говорить“» размещена в разделах
В современном мире у родителей, которые живут в экономически благополучных условиях, появляется масса возможностей воспользоваться различными приспособлениями, которые облегчают жизнь маме и папе, но увы, не всегда хорошо влияют на развитие ребенка. Ведь мозг ребенка - очень эффективный орган: если не нужно адаптироваться, то он не будет торопиться создавать внутренние связи.
О каких удобствах может идти речь:
- непромокаемые подгузники - дети позже учатся контролировать работу своего тела;
- детское питание из баночек - позже переходят на взрослую твердую пищу;
Баночка с пюре - это так удобно для мамы, а в рекламе говорят, что еще и полезно для ребенка. Ребенок сначала пытается что-то схватить из тарелки родителей, но его сажают отдельно ото всех и кормят пюре из баночки. Возможно, он даже в какой-то момент вырывает ложку из рук мамы, но мама не хочет, чтобы на кухне было грязно. Ее задача накормить ребенка быстро и не перепачкать всё вокруг. В итоге сейчас многие дети в шесть лет не умеют жевать и самостоятельно есть. Родители продолжают кормить их протертой пищей. Но давайте помнить, что в речи участвуют те же мышцы, что и при жевании, открывании рта и тд
- пустышка - специалисты заметили, что те дети, которые сосут соску в течение длительного времени (по несколько часов в день, начинают говорить позже своих сверстников, которые перестали это делать.
Объясняется это тем, что длительное сосание может стать причиной неправильного развития органов артикуляционного аппарата. А недостаточное развитие мышц языка и губ приводят к тому, что ребенок не может правильно выговорить звуки.
- манежи, коляски - снижается двигательная активность, дети не могут ходить пешком.
Когда ребенок научился ходить, он совершенно неутомим, ему хочется практиковаться снова и снова. Но его настойчиво запихивают в коляску, потому что так удобнее родителям: он не испачкается и можно быстрее добраться туда, куда хочет мама. Общая моторика ребенка, в следствии, нарушена, появляются проблемы в обучении, здоровье. От состояния общей моторики зачастую зависит речевое развитие ребенка.
Больше всего нарушают способность ребенка к адаптации гаджеты. Именно ими родители заменяют свое общение с ребенком. Количество эмоционального контакта с мамой ограничивается, ограничивается и двигательная активность А когда мама еще и кормит ребенка под мультики, он пропускает много важного для своего развития. Не чувствует текстуру пищи, момент насыщения, не рассматривает еду, так как он полностью поглощен тем, что происходит на экране. Все это приводит к замедлению функционального созревания мозга.
Умение правильно говорить напрямую зависит от родителей ребенка, т. е. они должны уделять повышенное внимание этому процессу. Важно понимать, что этот процесс достаточно сложен и может быть длительным.
Что же делать родителям?
- Уберите все, что мешает!
- Следите за правильностью своей речи
Достаточно распространенная ошибка родителей, которые начинают сюсюкаться при разговоре с ребенком, полагая, что так ему будет понятнее. Но это в корне неправильно, потому что дети по мере взросления начинают копировать поведение и речь своих родителей, поэтому он будет считать подобные речевые искажения нормой. Начинать разговаривать с ребенком на нормальном языке нужно уже с 6 месяцев. Необходимо четко, внятно, хорошо артикулируя звуки, многократно произносить названия тех или иных предметов и явлений. Вместо «бибика» и «ава» нужно четко говорить, что это машина-би-би и собака-гав-гав.
- Стимуляция мелкой моторики
В головном мозге человека центры, которые отвечают за координацию движений пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Соответственно, выполняя упражнения на стимуляцию одного центра, вы автоматически развиваете другой. Поэтому для развития речи важно использовать занятия, которые развивают мелкую моторику рук.
- Постепенно вводите чтение книг
Все маленькие дети любят рассматривать яркие картинки, поэтому не нужно упускать такую возможность в развитии речевых навыков. Чтение книг позволяет правильно произносить слова, поэтому делайте это как можно чаще. Естественно, в книгах должно быть большое количество иллюстраций, чтобы ребенку было интересно читать вместе с вами. Важно, чтобы книги соответствовали уровню развития и возрасту ребенка!
- Пение
Пение задействует совсем другие области головного мозга помимо тех, которые используются в момент речи. Поэтому пренебрегать пением не стоит, при этом не имеет особого значения, умеете вы это делать или нет. Одновременно со слухом развивается речевой аппарат, а также корректируется артикуляция.
- Зарядка для языка
Даже выполняя такие простые действия, как цоканье языком как лошадка, надувание щек, сдувание кусочка ваты и слизывание языком невидимого варенья с губ, можно укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата.
- Стимулируйте ребенка к разговору
Ребенку в раннем возрасте гораздо проще изъясняться жестами, но наша задача – научить ребенка говорить, поэтому необходимо всячески стимулировать его к разговору. Когда он показывает на какой-то предмет и говорит : «Дай», вам нужно сделать вид, что вы его не понимаете. Помните о том, что вы должны научить его говорить внятно о своих желаниях, а не просто тыкать пальцем в желанный предмет.
- Проявляйте внимание
Убеждайте ребенка в том, что вам интересно все, что он говорит. Постоянно задавайте ему вопросы, проявляйте эмоции, хвалите его. Он должен понимать, что вы действительно проявляете интерес к тому, что он рассказывает - это лучшая мотивация для любого ребенка. При этом не нужно давить на него и заставлять постоянно что-то говорить, чтобы не вызвать у него негатива.
Для формирования многих навыков у ребенка есть определенные временнЫе окна, когда всё происходит легко. Эти окна называются сенситивными периодами. Если окно «пропущено», у ребенка пропадает желание этому учиться. Но одни навыки являются фундаментом для других более сложных, и это не стоит забывать! Малыш должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития.