Ирина Эдуардовна Пономаренко
Консультация «Как формировать выходной день ребенка дома?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как формировать выходной день ребенка дома?»
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «По моему глубокому убеждению педагогика решила стать наукой для всех: для учителей и родителей».
Уклад жизни в семье, взаимоотношение между взрослыми, вся обстановка решающим образом, влияет на детей. Одни из величайших вопросов в воспитании детей является вопрос «Чем еще занять ребенка дома?»
Публикация «Консультация „Как формировать выходной день ребенка дома?“» размещена в разделах
Очень большое значение для правильного воспитания ребенка имеет организация в семье. Но, к сожалению, обстановку в семье слишком часто взрослые организуют для себя. Соответственно к ней должны приспосабливаться дети. А легко ли это? Надо приспособиться, чтобы влезть на стул, который так высок для ребенка. Кое-как взобравшись, он все равно не видит что на столе, подтянув скатерть, может что-то упасть и разбиться и т. д. Нельзя играть с пластилином, чтобы не испортить паркет, нельзя бегать чтобы не споткнуться о ковер. Ребенок слышит беспокойные : «не шуми», «не пачкай», «не сори». Нельзя сделать не одного шага, не опасаясь получить упрек или даже шлепок. В таких условиях ребенок не может найти занятия по своим интересам, не правы – те родители, которые диктуют с кем, где и как играть. Главное, чтобы тихо и был порядок, удобный для взрослых.
В каждой семье должны быть условия для активной деятельности ребенка. Наличие своего уголка, воспитывает у ребенка элементы самостоятельности. Еще один не маловажный фактор – ребенок двигается; в подвижности он бегает, шумит, но когда родители хотят отдохнуть, они руководят его возбуждением и его торможением, должны предложить другое занятие. «Мама очень устала» - говорите вы, - сейчас мама полежит, а ты береги тишину, следи, чтобы кукла громко не разговаривала, а машины не шумели, пока мама будет спать, ты напеки булочек и лепешек и предлагаете ребенку пластилин и дощечку; можете предложить ему поиграть с куклами, угостить их булочками. Так ребенок привыкает к тому, чтобы в своих играх он учитывал интересы родителей и окружающих.
К сожалению, взрослые в суматохе домашних дел и забот не всегда обращают внимание на то, что рядом растет человек. Папе обязательно нужно почитать газеты, посмотреть матч по телевизору или подготовиться к завтрашнему собранию, а маме – простирнуть, сварить, сшить мало ли дома работы. И получается, так что все отмахиваются от вопросов малыша: «потом», «пойди, поиграй». От его просьбы поиграть попросту отговариваются, обычно мало разговаривают с ребенком.
Большинство детей посещают детский сад, там они рисуют, лепят, играют, читают и т. п. Очень важно, чтобы взрослые проявляли внимание и интерес к их делам, и разделяли их заботы. Родители многое могут сделать для формирования личности ребенка. Например, не обязательно отцу быть музыкантом, чтобы привить сыну любовь к музыке и желание играть на каком либо музыкальном инструменте. Достаточно только проявлять интерес к музыке и любить её. Иногда вместе спеть, послушать детскую песенку, обратить внимание на поющих и играющих на инструментах детей, на красивую мелодию. А, как развить интерес детей к чтению? С раннего возраста малыши любят слушать сказки, а дети постарше о разных событиях, случаях. А, еще больше они любят рассказы, о том, что было, когда они еще были маленькими. Книги являются богатейшим источником эмоционального воспитания, но все сказанное выше не значит, что папа или мама прочитав ребенку книгу, выполнили свои обязанности до конца. Я тебе прочитал книжку, теперь иди, играй. Нет! Необходимо преподнести книгу так чтобы она оставила след в его душе, вызвала желание нарисовать его героев, взять сюжет из сказки для дальнейшей игры. Игра и дети.
Игра и ребенок, совершенные неразделимые понятия. В ясельном возрасте ребенок играет просто, подражает. Помогите ему в этом, предложите подходящую игрушку и, показав образы, проиграйте их совместно. Часто взрослые дают строительный материал, не показав предварительно способы игры с ними. Он берет их, водит их по столу, раскидывает, бросает на пол. Сначала рекомендуется показать ребенку, что можно построить из кубиков. В старшем дошкольного возрасте так же очень важно, что бы взрослые следили за играми детей, родители принимают участие в играх, проявляют интерес к ним, чинят сломанную игрушку, подклеивают книжку, коробку, приучают бережно относится к ним.
С ребенком на природу.
Экскурсии и поездки в выходные дни за город – лучший способ не только отдохнуть, но и провести время содержательно. Всего себя отдать на весь день ребенку. На природе, столько возможностей, для воспитания эстетических чувств, духовного обогащения. Любоваться цветами на лугу, искать грибы, посмотреть как муравей тащит в муравейник «бревно», как толстый полосатый шмель собирает с цветов нектар – это и множество других прекрасных явлений природы, доставляют огромное удовольствие детям. Пусть вас не пугает необходимость дневного сна, кусок мешковины с пришитой на концах вставками, крепкая веревка в рюкзаке и готов гамак. А, сколько радости вы привезете из такой поездки – это и новое слово вашего ребенка, и его рассказы бабушке об увиденном и услышанном в лесу. Совместные поездки за город, приносят не только новые впечатления, вместе с ребенком в лесу, можно собрать шишки, желуди, семена деревьев и цветов из которых потом можно сделать какие-нибудь подделки. Самим способствовать развитию воображения, фантазии, смекалки. Дети, предоставленные сами себе, не имеющие радостного и созерцательного общения с родителями, имеют менее развитый духовный мир, гораздо беднее чувства.
Развитие элементов творчества.
Занимая ребенка дома изобразительной деятельностью, постарайтесь обучить его разными видами изображения, познакомьте его с предметным и декоративным искусством. Изготовлением аппликаций и рисованием ребенок может заниматься увлечено и долго, вам надо только проявлять интерес к его деятельности и чем- то помочь ему. Обогащать его яркими образами, окружающей его природой, но в начале работы сформируйте вместе с ним план его работы, придумайте рассказ по рисунку, лепке или аппликации, или пусть ребенок сам расскажет, что и как он изобразил.
На протяжении всего детства надо придерживаться принципа: «Всему свой час» - это залог своевременного развития вашего ребенка.