Дина Куликова
Консультация «Интеллектуализация музыкальности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуализация музыкальности дошкольников.
В теории и практике музыкального воспитания детей наметилась устойчивая тенденция к обновлению содержания музыкального воспитания и образования.
Одна из проблем, интересующая педагогов, - это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.
Публикация «Консультация „Интеллектуализация музыкальности дошкольников“» размещена в разделах
Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Ребенок должен научиться слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.
Познание дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах: это чувственное познание и абстрактное мышление.
Все, что окружает ребенка, усваивается через органы чувств. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. В музыке – это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука.
Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как и само музыкальное искусство. Когда слушатель целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи между мелодией и ритмом, мелодией и гармонией, тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.
Таким образом, сенсорные акты, на которых основываются музыкальные переживания, делятся на простые (ощущения и различение свойств звуков в их простейших сочетаниях) и сложные (эстетически окрашенные музыкальные переживания, то есть восприятие музыкальных образов). И в том и в другом случае происходит сложная работа сознания, что напрямую связано с умственным воспитанием. Дети вслушиваются в звучание музыки, сравнивают звуки, сходные и различные по высоте, продолжительности звучания, тембровой окраске. Усвоение детьми способов сенсорных действий активизирует умственные способности.
Определяя задачи сенсорного воспитания детей, известный педагог-музыкант Н. Ветлугина выделила следующие:
1) формировать слуховое внимание;
2) приучать вслушиваться в разнообразные звуковые сочетания;
3) учить улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений;
4) обучать способам обследования музыкального звучания.
Решая эти задачи, педагог способствует формированию мыслительной деятельности дошкольника, таких свойств ума, как гибкость, широта, быстрота, креативность.
Музыкальное развитие ребенка, направленное на постижение музыки как вида искусства, осуществляется в различных видах деятельности. Слушание-восприятие способствует формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды деятельности (певческая, музыкально-ритмическая, музицирование на детских инструментах) удовлетворяет потребность ребенка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество.
Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Одной из главных задач музыкально-ритмического воспитания является задача развивать творческие способности детей – учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать свой игровой образ, персонаж и свою пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодический напев. В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально, он запоминается в процессе игрового действия.
На музыкальных занятиях используются также игры с музыкальным сопровождением. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки. Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Происходит процесс самовыражения в движении через творчество детей.
Творческие проявления дошколят в движении являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Творческая активность детей во многом зависит от их интеллектуального развития. Тенденцией к «интеллектуализации музыкальности» объясняется интерес к выявлению связи между музыкальными и умственными способностями на примере самовыражения ребенка через творчество.
Итак, создаваемые музыкальными играми условия, способствуют музыкально-творческой деятельности детей, проявлению индивидуальных творческих способностей ребенка, пробуждению чувства достоинства, уверенности в себе, самореализации, разностороннему формированию личности ребенка.