ирина яранова
Консультация «Формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Моя презентация подготовлена на тему «Формы работы с родителями». Расставлены акценты на наиболее значимых моментах взаимодействия педагога с родителем. Презентация иллюстрирована фотографиями из опыта работы.
Публикация «Консультация „Формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
За воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, в том числе и ДОУ.
В соответствии с федеральными государственными требованиями перед нами стоит цель – сформировать интегративные качества, которыми должен обладать ребенок на выпуске из детского сада:
1. Физически развитый
2. Любознательный, активный
3. Эмоционально отзывчивый
4. Овладевший средствами общения
5. Способный управлять своим поведением
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
8. Овладевший предпосылками учебной деятельности
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками
Для формирования интегративных качеств необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Все формы работы с родителями подразделяются :
на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам работы с родителями относятся :
Общие и групповые родительские собрания ДОУ. Это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
-собрание должно запомниться;
- должно заставить задуматься;
- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;
-привлекать родителей к диалогу;
- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин: 20 мин – довести новую информацию,15 – 20 мин выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы.
- каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей.
Формы проведения собраний может быть разной: КВН, круглый стол, викторина и т. д.
Тематические консультации относятся к коллективным формам работы. Цель - ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Следующая форма работы – индивидуальная. Беседы должны отвечать определенным требованиям:
• быть конкретными и содержательными;
• пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
• повышать чувство ответственности за воспитание детей.
• не начинать разговор о недостатках ребенка, не задавать много вопросов родителям о воспитании детей.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
Информационно-ознакомительная. Цель - ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Это - сайт дошкольного учреждения, информационные стенды в холлах дошкольного учреждения и в прихожей группы.
Информационно-просветительская. Цель - обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д.
Главное - содержание должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» и т. д.
Информационные листы могут нести в себе следующую информацию :
• информацию о дополнительных занятиях с детьми
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т. д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) выполнения каких либо действий: «Профилактика гриппа», «Наш друг – светофор» и т. д.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. К совместным видам деятельности относятся:
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. В нашей группе ежегодно проводятся выставки совместных работ родителей с детьми : «Чудо урожай», «Дары осени», «Зимняя композиция». Также проводился конкурс «Путешествие маленькой бусинки», «Новая жизнь старых вещей». Организовали «Экологическую выставку» (выставка кормушек - 2011г).
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в группе заранее вывешивается интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко (франц. писатель). В нашей группе мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу, вручаем грамоты, награждаем маленькими призами, объявляем благодарность.
Выпуск стенгазеты.
Фотовыставки. «Один день из жизни группы», «Я здоровье берегу сам себе я помогу». Каждый год традиционно к женскому празднику 8 марта оформляется фотовыставка «Наши мамы», к 23 февралю - «Мой папа». Также для себя я на заметку взяла, что можно организовать фотовыставку «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья».
Организовывался круглый стол
Совместное развлечение «Папа, мама, я – дружная семья»
Дни открытых дверей. Проведению Дней открытых дверей в детском саду предшествует предварительная работа. Педагог тщательно продумывает режимные моменты, непосредственную образовательную деятельность, вывешивает красочные объявления, готовит совместно с детьми пригласительные билеты. При посещении родителями ДОУ педагог должен стараться вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в образовательной деятельности вместе с детьми, а иногда и сами проводят мастер - классы, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т. д.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. У нас в группе многое сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить нетрадиционное оборудование для уголка по физической культуре; нарисовали красочные картины в спальне, групповой комнате, раздевалке; помогли оформить уголок природы, театральный уголок. С помощью родителей предметно – развивающая среда оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Использованная литература:
1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М. : «Сфера», 2002
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М. : Творческий центр «Сфера», 2005