Людмила Муравьёва
Консультация «Фольклор как средство формирования образной речи у детей»
▼ Скачать +Заказ
Все вы наверное знаете, что среди важнейших средств формирования образной речи у детей ученые называют произведение устного народного творчества.
Работая с детьми, уже со второй младшей группы я поставила перед собой задачу систематически в течение всего дня во всех режимных моментах использовать народный фольклор.
Публикация «Консультация „Фольклор как средство формирования образной речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Подобрала соответствующие каждому режимному моменту потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, песенки, загадки, что помогает детям закрепить навыки самообслуживания, культуры поведения, речевые навыки и знания народного творчества.
В книжном уголке я разместила книжки–раскладушки, книжки–малышки. И здесь же поместила фигурки персонажей из знакомых сказок, потешек, прибауток.
Все это привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек, песенок, сказок. Малые формы фольклора использую при формировании навыков самообслуживания и гигиены.
Показ трудовых действий сопровождаю потешной песенкой.
I. Обучая мыть руки, использую с детьми потешки:
1. Руки надо чисто мыть
Рукава нельзя мочить
Кто рукавчик не засучит
Тот водички не получит.
2. Мойте руки и плоды
Чтобы не было беды
Есть такие вирусы
Вирусы вредилусы
Попадут ребенку в рот
Заболит от них живот.
3. Ваня, Галя чисто умывайтесь
Сухо вытирайтесь.
4. Каждый день я мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях по утру
Сильно, сильно руки тру
Мойся мыло не ленись
Не выскальзываний, не злись.
II. Малые формы фольклора использую при одевании. Дети всегда неправильно надевают обувь, путают обувь правой и левой ноги. А вот с потешкой легче и веселей научить детей правильно обувать обувь. Использую потешки:
1. Как у нашей у Маринки
Перессорились ботинки
Друг от друга отвернулись
Рассердились и надулись
Поменяли их местами
Перестали дуться сами.
Дети с потешкой быстро запоминают, на какую ногу одевать обувь.
III. Дневной сон для детей необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна вернуть в реальный мир. Мы с детьми идем не в спальню, а в село «Подушкино». Использую там потешки:
1. Ходит сон по всей земле
По вечерней, по росе
Укрывает потеплей
Проверяет спят ли все?
Все уснули даже мыши
Даже мыши и кроты
Перед сном они спросили
Чтоб уснули скорее вы.
Используя потешки перед сном, дети быстро стали засыпать и после сна просыпаются и не капризничают.
IV. Дети устают, ссорятся у них, как и у взрослых бывает плохо на душе и хочется поплакать. А другие дети так расшалятся и никак не могут успокоиться. И здесь опять использую потешки:
1. Если мальчик плачет
Значит есть причина
Если слезы прячет
Значит он мужчина.
2. Кокли- чмокли, кокли- чмокли
У тебя глаза промокли
Если долго будешь плакать
Ты лягушкой будешь квакать.
3. Ехали на лодке
Кушали селедку
А селедка не годится
Надо, надо помириться
Мир, мир навсегда
Ссора, ссора никогда.
Услышав эти потешки дети сразу успокаиваются, мальчики стараются повзрослеть.
V. Многие дети часто путают правую и левую руку. Прочитав детям потешку:
Что за чудо – чудеса
Раз рука и два рука
Вот ладошка правая
Вот ладошка левая
И скажу вам, не тая
Руки всем нужны друзья
Сильные руки не бросятся в драку
Добрые руки погладят собаку
Умные руки умеют лечить
Чуткие руки умеют дружить.
Дети, усвоив эту потешку, стали знать левую и правую руку.
VI. Дети любят играть в разные игры: подвижные, сюжетно-ролевые и всем хочется быть ведущими, всегда использую считалки.
1. Шла Марфушка по тропинке
И несла в руках корзинку
В этой маленькой корзинке
Есть различные цветы
Розы, ландыши, незабудки.
2. Мы по лестнице бежали
И считали этажи
Раз этаж, два этаж
Три, четыре, мы в квартире.
VII. А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, а так же любить природу. Использую стихи, потешки:
1. Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если я и ты и мы
Если все сорвем цветы
То останутся пустые
И деревья и кусты
И не будет красоты
И не будет доброты
Если я и ты и мы
Если все сорвем цветы.
2. Ты лети, лети листок
Ты найди то дерево
То, с которого упал
Вот береза, а вот клен
Большой резной
Лети ты к клену
Ну, а кругленький, маленький
Ты к березе подлети
Опустись и полежи.
Дети, запомнив все эти песенки, потешки, считалки стали бережно относиться к природе.
Я для себя сделала вывод, что, используя малые формы фольклора, у детей выработались внимание, умственные способности, развился поэтический слух, умение чувствовать языковые богатства литературного языка.