Колпакова Анжелла Александровна
Консультация «Физическое развитие детей четвертого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Физическое развитие детей четвертого года жизни»
В младшем дошкольном возрасте происходит физическое развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По сравнению с ранним возрастом, движения детей четвертого года жизни становится более разнообразными и координированными. Они активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов.
Публикация «Консультация „Физическое развитие детей четвертого года жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Однако дети в этом возрасте в процессе ходьбы и бега часто опускают голову и плечи, смотрят себе под ноги, походка остаётся ещё тяжёлой. Малыши любят ходить и бегать врассыпную, по кругу, но их бег ещё неравномерен, движения рук неэнергичны. Дети данного возраста с удовольствием подпрыгивают на месте, вверх, доставая предмет, подвешенный выше поднятых рук, перепрыгивают из обруча в обруч; продвигаются вперёд прыжками, прыгают в длину с места и спрыгивают с небольшой высоты.
Малыши широко используют разные виды ползания. Ползания достаточно уверенные. Лазание по лесенке, стремянке, гимнастической стенке требует от детей большого напряжения: они передвигаются достаточно медленно, используя приставной шаг.
Упражнения в бросании и ловле мяча, становятся у детей всё более координированными. Однако замах рукой ещё слабый. У малышей остаётся неуверенность в бросании и ловле мяча и разных предметов: они напрягают руки и плечи, сжимают крепко пальцы или широко их расставляют.
На четвёртом году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазании. Обладая определенным запасом движений, дети еще не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Малыши способны выполнять различные движения по-своему усмотрению и по указанию воспитателя. Дети начинают и заканчивают движение в соответствии с музыкой или по сигналу, ритмично ходят и бегают под музыку.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребенком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания действиям знакомых образов. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушивать все его пояснения. Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов. («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Автомобиль», «Лошадки», и др.)
Организация образовательной деятельности по приобщению
детей 3-4 лет к физической культуре.
1. Эмоционально – стимулирующая утренняя гимнастика. Через каждые две недели комплекс общеразвивающих упражнений меняется.
2. НОД по физическому развитию проводится в форме занятий, три раза в неделю (один раз на улице, которые могут быть различных видов: а) физкультурно-оздоровительные - основные движения, игры, дыхательные упражнения, релаксация; б) сюжетные – любые физические упражнения, органично сочетаемые с сюжетом; в) игровые - 2-3 подвижные игры; г) тематические - с одним видом физических упражнений (лыжи, плавание); д) комплексные - с элементами включения в занятие задач других образовательных областей, которые решаются в комплексе с организацией физического развития; е) на воздухе - с большим содержанием движений (бег, прыжки); ё) контрольные – проводятся в начале и в конце года, включая мониторинг, основанный на индивидуально - личностном подходе.
3. Оздоровительная гимнастика пробуждения после дневного сна – ежедневно.
4. Подвижные игры, физкультурные минутки и паузы, двигательные задания, спортивные игры и упражнения – ежедневно.
5. Самостоятельная двигательная деятельность детей – ежедневно.
6. Физкультурные праздники и развлечения, спортивные досуги, соревнования, эстафеты.
Возможный диапазон движений (упражнений,
который может освоить ребёнок 3 – 4 лет
Ходьба
- ходьба обычная на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами, врассыпную;
- ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом);
- ходьба по прямой дорожке (ширина 15 – 20 см, длина 2 – 2,5 м, по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой;
- ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол;
- ходьба по наклонной доске (высота 30 – 35 см);
- медленное кружение в обе стороны.
Бег
- бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой, с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожке (ширина 25 – 50 см, длинна 5 – 6 м, по кругу, змейкой, врассыпную;
- бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место, с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50 – 60 секунд в быстром темпе на расстоянии 10 м).
Катание, бросание, метание, ловля мяча
- катание мяча друг другу между предметами, в воротца (ширина 50 – 60 см);
- метание на дальность правой и левой руками (2- 2,5 м);
- метание в горизонтальную цель снизу двумя руками, правой и левой руками (расстояние 1, 5 м);
- метание в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и левой руками (расстояние 1,5 м);
- ловля мяча, брошенного педагогом (расстояние 70 – 100 см);
- бросание мяча вверх, вниз, об пол, ловля его (2 – 3 раза подряд).
Лазание, ползание
- ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м, между предметами, вокруг них;
- подлезание под препятствие (высота 50 см, не касаясь руками пола;
- пролезание в обруч;
- перелезание через бревно;
- лазание по лесенке – стремянке, гимнастической стенке (высота 1, 5 м).
Прыжки
- прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперёд (расстояние 2 – 3 м, из круга в круг, вокруг предметов, между ними;
- прыжки с высоты 15 – 20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребёнка;
- прыжки через линию, шнур, через 4 – 6 линий (поочередно через каждую);
- прыжки через предметы (высота 5 см);
- прыжки в длину с места через две линии (расстояние между ними 25 – 30 см);
- прыжки в длину с места на расстояние не менее 40 см.
Построения и перестроения
- построение в колонну по одному, в шеренгу, круг;
- перестроение в колонну по два, врассыпную;
- размыкание и смыкание обычным шагом;
- повороты на месте направо, налево переступанием.
Ритмическая гимнастика
- выполнение ОРУ под музыку.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников по реализации задач
физического развития дошкольников.
1. Информационная - ведение «физкультурной страницы» на интернет – сайте, видеофильмы о спортивных мероприятиях детского сада, фотоотчёты, советы для родителей.
2. Организационная - анкетирование родителей по вопросам физического развития дошкольников, участие родителей по вопросам физического развития дошкольников, участие родителей в экспертизе качества оборудования спортивного зала, РППС групп, тематические педсоветы с участием родителей.
3. Просветительская - тематические встречи с привлечением медицинской сестры, врача из поликлиники, педагогов спортивных школ.
4. Практико – ориентированная - создание родительских клубов спортивной и туристической направленности, разработка и реализация совместных детско – родительских проектов физического развития дошкольников, участие родителей в мастер - классах по теме, участие родителей в Днях здоровья, спортивных праздниках, создание семейного портфолио спортивных достижений.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь»
Гиппократ