Ольга Боброва
Консультация «Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с теми, которые предназначены для его улучшения. Ребенок может повторять текст за взрослым, совместное чтение стихотворного текста помогает развитию голоса ребенка.
Некоторые тексты, специально подобранные для этой цели:
1. Я жук, я жук! Я тут живу, Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу.
Я не тужу,
Всю жизнь жужжу:
ж-ж-ж-ж.
2. Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Публикация «Консультация „Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний“ (продолжение)» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Профилактика гриппа, ОРВИ, простуды. Консультации
- Темочки
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
3. Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.
Бывают ситуации, когда у ребенка после хирургических вмешательств в ротоглотке и носоглотке, например, удаления нёбных миндалин, аденоидов, опухоли и т. д., появляется гнусавость.
Для тренировки подвижности мягкого нёба, которое считается голосообразующим центром, рекомендуется читать вслух стихи, где имеются определенные звуковые сочетания. Приведем некоторые такие стихи. В стихотворении о кукушке ребенок может произносить лишь окончание строфы — «ку-ку».
«Кукушка»
Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку,
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:
«Ку-ку!»
То близко, то далеко где-то
Гуляет по всему леску,
И тихо расцветает лето
Под это милое
«Ку-ку!»
Чуть пахнет перегретой смолкой…
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под елкой
И слушаю
«Ку-ку, ку-ку!»
Е. Благинина
«Песенка жука»
Я веселый
Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня
Жу-жу.
Жу-жу?
Потому что я
Жужжу.
А. Берсенев
«Еж и чиж»
Есть иголки у ежа
Клюв и крылья у чижа.
Молока дадим ежу,
Крошки вкусные чижу.
А. Максаков
«Жук»
— Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи?
— Жу, жу, жу, жу. Я на дереве сижу.
— Жук, жук, покажись! Надо мною покружись!
— Жу, жу, жу, жу. Я летаю и жужжу.
Н. Френкель
Важно использовать игровые ситуации, меняя силу звучания, высоту голоса, что предупреждает его утомляемость при длительных упражнениях.
Тексты подбирают исходя из интересов, развития, увлечений ребенка, с учетом отработки определенных звуков и их произношения. Читают текст то медленно, то быстро, то нараспев, меняя интонации построчно. Во всех случаях учитывают возраст и общее развитие ребенка.
Упражнения для детей 2-4 лет
Насос
Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем насосом шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.
Волна
Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".
Водолаз
Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.
Качели
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить качели. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «кач-кач».
Дотянись до крыши
Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!
Еду-еду к бабке с дедом
Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».
Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.
Упражнения для детей 5-7 лет
Для более старших детей к описанным выше упражнениям можно добавить следующие:
Ароматный чай
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает ароматный чай, стараясь втянуть в себя весь его аромат, затем «дует на горячий чай» - максимально выдыхает ртом.
Курочка
Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.
Пузырь
Предложите малышу изобразить пузырь – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам (пузырь лопнул, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы набирая воздуха для нового наполнения щечек.
Ворона
Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».
Дракоша
Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.
Брось мячик
Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у-х-х-х».
Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.
Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания:
Кроме предложенных специальных упражнений, некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.
Также детям можно предложить такие полезные игры:
Воздушный футбол
Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.
Художник
Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.
Снегопад
Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.
Бабочки и цветы
Вырезать из бумаги маленьких бабочек и цветы. Подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали, а цветы покачивались.
Дует ветер
Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.
Для достижения наиболее полного эффекта рекомендуется обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики, чтобы они могли заниматься с детьми в домашних условиях.