Карнакова Любовь Владимировна
Консультация «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой»
▼ Скачать + Заказать документы
Александра Николаевна Стрельникова работала преподавателем вокала. Не имея специального медицинского и педагогического образования, она на основе практического опыта разработала и в 1972 году запатентовала «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».
Упражнения по методике Стрельниковой рекомендуются для облегчения симптоматики бронхиальной астмы, лечения хронического бронхита, гайморита, для восстановления потерянного голоса и для лечения заикания.
Публикация «Консультация „Дыхательная гимнастика А, Н, Стрельниковой“» размещена в разделах
Есть группа детей, которые преодолевают задержку речевого развития не постепенно, а революционно, сразу выходя на уровень фразовой речи. Но одновременно с началом развернутой речи у них появляются такие грозные признаки, как речь на вдохе, со всхлипами, запинками, нередко возникают судороги, тики. Большинство таких случаев приходится на детей с астматическим синдромом, детей из семей, в которых есть заикающиеся, а также детей, имеющих в анамнезе легкую патологию ЦНС (постнатальную энцефалопатию, черепно-мозговые травмы первого года жизни, неврозоподобный синдром.
Для детей всей этой группы риска характерно поверхностное ключичное дыхание. Методика Стрельниковой предполагает, несколько подавив активность верхних отделов легких, активизировать деятельность нижних широких сегментов, включить в дыхательный процесс диафрагму. Традиционная дыхательная гимнастика, в основу которой положена тренировка выдоха, противопоказана детям с астматическим синдромом, так как вызывает дыхательный спазм, кашель, удушье. В упражнениях Стрельниковой в основе лежит вдох; при этом на выдох расправляются нижние широкие основания легких.
За основу взят принцип принудительной вентиляции нижних отделов легких (вдох на свернутой грудной клетке; вдох на наклоне вперед, в стороны; вдох на повороте головы в сторону). Для занятий используется игровая атрибутика, оживляющая упражнения (листочки, цветочки, грибы, снежинки и т. п.). Вследствие этих упражнений у детей увеличивается объем вдоха и выдоха, в процесс дыхания начинает включаться диафрагма. Количество выдыхаемого воздуха постепенно возрастает до достаточного на фразу. Упражнения начинают делать от 1 – 2 раз, постепенно наращивая их количество.
Упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д. – и вызывает общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями.
Упражнения способствуют также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, положительно влияют на функцию нервно- регуляторных механизмов.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Малый маятник»
Стоя, руки опущены, кивать головой вперед-назад. Движения и вдохи идут одновременно, вдохи шумные и короткие. Выдох происходит в промежутке между вдохами, произвольный.
«Кошка»
Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения – чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева – в темпе шагов. Выдох произвольный.
«Обними плечи»
Поднять руки на уровень плеч, согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест). Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, делать короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибать. Выдох произвольный, бесшумный.
«Насос»
Взять в руки свернутую газету или палочку, думая, что это насос для накачивания шины автомобиля. Наклон и одновременно –шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен кончиться в крайней точке наклона. Слегка откинуть туловище назад, но не выпрямляться, и снова наклон и вдох. Шину нужно быстро накачать и ехать дальше. Повторять вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично, легко. Голову не поднимать, спина круглая. Смотреть вниз на воображаемый насос. Выдох произвольный.
«Постучи молотком»
Стоя выполнять наклоны. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.