Наталья Шитикова
Консультация для воспитателей «Трудовая деятельность дошкольников на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»
«Труд – это могучий воспитатель
в педагогической системе воспитания»
А. С. Макаренко.
Публикация «Консультация для воспитателей „Трудовая деятельность дошкольников на прогулке“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Прогулки. Консультации
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия.
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности
Скажите, пожалуйста, в какой образовательной области решаются задачи по трудовому воспитанию дошкольников с учетом ФГОС ДО?
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Труд в природе - предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому любви к родной природе.
На, что необходимо обратить внимание при организации трудовой деятельности детей
• Усложнение навыков ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
• Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
• Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.
По длительности труд на прогулки :
- Младшая группа – 5-7 мин.
- Средняя группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда
- Старшая, подготовительная группы – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.
На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.).
На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.
Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.
Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:
• Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
• Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).
• Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).
Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны быть, с одной стороны, посильны детям, с другой – требовать от них известного напряжения.
Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка.
Процесс труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными, работа – отдыхом (после оформления гряд, прополки междугрядий дети могут утромбовать их, после посева поливать и т. д.)
Прежде чем приступить к работе, заранее готовят и проверяют детский инвентарь. Он хранится в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка.
Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции. (Например, лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка).
У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (чистить, мыть, убирать после работы)
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т. д.
Группа младшего возраста (3тий год жизни)
Возможности детей этого возраста крайне ограничены, и трудовое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с доступными явлениями природы.
Умственному и трудовому воспитанию детей третьего года жизни в природе способствуют две предпосылки: стремление детей к самостоятельности (ее развитие) и начало формирования наблюдательности.
Программные требования по ознакомлению детей с природой могут быть выполнены только при наглядно-действенном обучении. Например, при ознакомлении с растениями, привлекая ребенка к наглядно-действенному обследованию (покажи стебелек, проведи- какой длинный, а листик маленький, цветок круглый, как шар воспитатель помогает лучше воспринять особенности.
2 Младшая группа (4 год жизни)
У детей этого возраста воспитывают интерес к работе по выращиванию растений и уходу за ними, и обучают элементарным правилам ее выполнения.
Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер. Здесь надо обратить внимание на бережное отношение к растению. (напр. Мыть осторожно каждый листочек, чтобы не сломался.)
В младших группах используется поэтапный инструктаж, дети выполняют отдельные приемы по указанию воспитателя. «поработали, пополощите тряпочки, отожмите и повести сушить. В следующий раз, когда мы будем мыть растения, тряпочки будут чистыми».
Зимой дети совместно с воспитателем участвуют в расчистке дорожек от снега (сметают, отвозят на детских санках, окучивают деревья снегом). Детям объясняют, что после уборки удобно играть, участок станет чистым и красивым.
Средний возраст (5 год жизни)
У детей этого возраста воспитывается устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, более сознательное отношение к труду по выращиванию растений.
Уже с начала года воспитатель систематически привлекает детей к поливу растений, рыхлению земли. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. В начале к работе он привлекает по желанию 2-3 детей,а затем они работают поочередно.
Давая поручения, надо учитывать особенности детей : тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания. Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные задания. Иногда детям предлагают индивидуальные задания, выделяют растение для ухода. выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность.
Старший возраст (шестой год жизни)
Воспитатель, как и раньше, обучает ребят делать определенную работу, но только он ещё и помогает им верно подойти к реализации трудной задачи, объясняет, как можно быстрее и лучше выполнить её. Дети учатся коллективному труду для достижения единой цели, формируется целеустремлённость и организованность. В данном направлении трудового развития основную роль играет педагог, поскольку именно с него дети и будут брать пример. Дошкольники выполняют работу сами, а педагог направляет их в нужное русло.
Вывод: Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.