Ремзие Сейтумерова Сейтбелялова
Консультация для воспитателей «Сущность поло-ролевой социализации детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Сейтбелялова Ремзие Ридвановна
воспитатель дошкольного учебного учреждения № 78 «Колокольчик»
Проблема поло-ролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и поло-ролевой дифференциации, лежащая на стыке ряда наук одна из важнейших и актуальных проблем педагогики. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сущность поло-ролевой социализации детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В психолого-педагогической науке советского периода данная проблема начала изучаться со второй половины XIX века В. М. Бехтеревым, А. П. Нечаевым, И. П. Павловым, М. М. Рубинштейном и др.
Гендерная педагогика как отраслевое педагогическое направление разрабатывалось А. И. Белкиным, Л. В. Градусовой, Т. А. Дорониной, В. П. Кравец, Л. Г. Коваль, Н. Е. Щурковой и др. Вопросы полового воспитания разрабатывались Д. В. Колесовым, З. Г. Костяшкиным, А. Г. Хрипковой, поло-ролевой социализации – Л. А. Арутюновой, Л. И. Столярчук. Формирование поло-ролевой идентичности представляет научный интерес для Л. В. Градусова, Н. В. Лисенко, Т. А. Репина, А. А. Чекалина, применительно к дошкольному о необходимости формирования поло-ролевых установок и ориентаций свидетельствуют исследования Д. И. Исаева, В. Е. Каган.
Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Чтобы воспитать мужчин и женщин, а не людей, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола, необходимо помочь ребенку – дошкольнику, а не мешать раскрыть те уникальные возможности, которые ему даны своим полом. Для обучения детей поведению, социально приемлемому для их пола, для формирования половой идентичности, родители и воспитатели должны учитывать поло-ролевые различия в воспитании мальчиков и девочек.
В процессе социализации личности важное значение приобретает усвоение ею норм, правил поведения и установок в соответствии с ролью, которая определяется полом и формирование полноценного человека женщины или мужчины и приобщение их к выполнению этих ролей в семье и обществе[18,с. 9]. Этими вопросами занимается гендерная педагогика, которая в последнее время стала активно развиваться.
Проблема поло-ролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации, находится на стыке ряда наук. Она является одной из важнейших проблем детской социальной психологии, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.
Для раскрытия сущности исследуемой проблемы следует определить категориально-понятийный аппарат, способствующий наиболее глубокому осознанию научных основ поло-ролевой социализации. Основополагающей в поло-ролевой социализации следует считать категорию «пола». Так как пол – понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других, поэтому более целесообразно рассматривать понятие «гендер» применительно к поло-ролевой социализации.
Термин «гендер» был введен в науку с целью разведения понятий «биологический пол» и «социальный пол». Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда соответствуют биологическим различиям, а обусловлены влиянием социальных факторов. В современной научной литературе существует множество трактовок термина «гендер». Он рассматривается как процесс овладения социально-гендерными ролями и как статус индивида в структуре социального поло-ролевого взаимодействия[1,с. 60].
Гендер, в отличие от пола биологического одна из существенных личностных характеристик человека. Это система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления.
И совершенно правильно указывают ученые, что «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность» (И. С. Кон) и что «бесполая личность не более, чем абстракция»[2,c.65].
Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия феминности и маскулинности:
феминность – это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу;
маскулинность – это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.
В. Е. Каган, Д. Н. Исаев утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием[3,с. 18].
Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Социальная роль мужчины – «сильный», «лидер», «независимый», «активный», «почитатель дамы», ориентированный на индивидуальные достижения. Социальная роль женщины – «слабая», «ведомая», «эмоционально-чувственная», «принимающая почтение», ориентированная на других. С позиции амбивалетности мира, такое разведение ролей на противоположные полюса является залогом гармоничности взаимоотношений мужской и женской частей человечества. Все эти качества и черты формируются в ходе социализации. Обратимся к сущности понятия социализация.
Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта[5,с. 158].
Поло-ролевая социализация – неотъемлемая часть общего процесса социализации. По мнению Л. А. Арутюновой она включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение поло-ролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующих полу»[14,с. 7]. Ведущими механизмами поло-ролевой социализации можно считать поло-ролевую идентификацию и дифференциацию.
Столярчук Л. И. даёт следующее определение поло-ролевой социализации, утверждая, что это специально организованная педагогическая деятельность, связанная с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения, соответствующего мужской (женской) «самости», культурой взаимоотношений людей. Социализация осуществляется на основе представлений о чувствах, поведении, эротических свойствах мужчины и женщины, которые изменяются вместе с развитием общества[6,с. 38].
Производя дифференциацию детей по их половой принадлежности в процессе общения педагог передает детям социальный опыт поло-ролевого поведения. Делает он это всегда – невзирая на возраст ребенка, ибо формирование социальной роли Мужчины и Дамы составляет сущностный элемент воспитательного процесса протекает на протяжении всего становления личности. Целесообразнее начинать формирующее воздействие в этом плане с дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – период интенсивной поло-ролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, поло-ролевых ценностных ориентациях. К старшему дошкольному возрасту, по утверждению В. Е. Каган, Д. Н. Исаева[2,с. 37], у ребёнка начинается процесс формирования поло-ролевой идентичности не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения.
Поло-ролевая идентификация – осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование поло-ролевой идентичности является результатом сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания[16,с. 36].
Поло-ролевая дифференциация – это выделение себя от представителей противоположного пола, проявляющаяся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.
В изучении поло-ролевой дифференциации существуют две теории. Первая – теория социального научения, согласно которой ребёнок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая – когнитивно-генетическая теория, основывающаяся на том, что «представления ребёнка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального, а возникают в результате активного приобретения ребёнком собственного жизненного опыта. На начальных этапах полового воспитания выделяются три линии поло-ролевой дифференциации и идентификации:
1) познание ребёнком, того, что в мире отношения строятся на существовании двух полов;
2) включение (идентификация) себя в одну из двух категорий;
3) на основе самоопределения (поло-ролевой идентификации) руководствуется своим поведением, выбирая и предпочитая конкретные формы.
В старшем дошкольном возрасте активизируется процесс формирования поло-ролевой поведения, в последствии приводящий к воспитанию культуры межличностных отношений. В этом возрасте ярче проявляются психологические особенности девочек и мальчиков; начинают формироваться свойственные полу интересы и склонности; происходит начальное усвоение типичных для пола моделей поведения.
Поло-ролевая культура дошкольников включает три аспекта:
• когнитивный аспект - ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного для девочек и мальчиков ролевого поведения;
• эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и фемининности;
• поведенческий аспект, предполагающий усвоение типичной для пола модели поведения[13,с. 160].
Ссылаясь на данные многочисленных комплексных исследований, констатируем, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними. Все эти качества не возникают сами по себе, а формируются с самого раннего возраста и продолжаются на протяжении всей активной жизни человека. Девочками и мальчиками рождаются в биологическом плане, а в социальном смысле – формируются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.
Таким образом, поло-ролевая социализация в процессе совместной деятельности детей и педагога – это внесение во взаимодействие с детьми специфических характеристик, продиктованных социально-половой ролью мужчины и женщины в современной культуре.