Людмила Харизина
Консультация для воспитателей «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
[
b]Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста. [/b]
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты.
Публикация «Консультация для воспитателей „Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народные игры- самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры. Вступают в игру без опасений и боязни. Народные игры содержат минимальное количество правил. Соблюдать которые не трудно. Поэтому они прекрасно подходят для детей дошкольного возраста и особенно любимы.
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Весёлые подвижные, народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
1. Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр со стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей : мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.
По-видимому, эти качества и создают классическую простоту, предельную законченность, завершенность, которые отличают народные детские игры. Песня, слово, движение органически связаны в них. Возьмем, к примеру, текст игры «Коршун и наседка». Один из играющих – коршун, другой – наседка, все остальные – цыплята. Дети, играющие роль цыплят, становятся «гуськом» за наседкой, ходят за нею вокруг «коршуна», припевают:
Вокруг коршуна хожу,
Ожерелие нижу,
По три ниточки,
Бисериночки.
Я снизала вороток,
Вокруг шеи короток.
Остановившись напротив коршуна, который делает вид, будто роет землю, наседка спрашивает:
– Коршун, коршун, что ты делаешь?
– Ямочку рою, – отвечает он.
– Зачем тебе ямочка?
– Денежку ищу.
– Зачем тебе денежка?
– Иголку купить.
– Зачем тебе иголка?
– Мешочек сшить.
– Зачем тебе мешочек?
– Камешки класть.
– Зачем тебе камешки?
– В твоих детушек бросать.
– Что они тебе сделали?
– Они через забор в огород ко мне лазят.
– А ты делал бы забор выше, не то лови их.
Коршун старается поймать цыплят. Наседка защищает их, двигаясь навстречу коршуну, за ней двигаются все цыплята
Целая группа детских игр построена на движении. Это «Пятнашки», или «Салки», «Колдуны».
Один выбирается пятнашкой, или салкой. Он, догоняет кого-либо и дотрагивается до него рукой (пятнает, салит). Тот, кого запятнали, становится пятнашкой. Во всех играх с движениями надо ограничить пространство. Оно должно быть небольшим, для того чтобы дети не устали и игра протекала оживленно.
Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идет о всем с детства знакомой «считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались». Общеизвестны такие считалки:
Кады-бады,
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Ушки,глазки,носик,хвостик.
Получился добрый пёсик
Он считает до пяти
Тот, кто пятый- выходи. Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Раз,два,три
Водящим будешь ты.
«Считалки» занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка.
Или дети испытывают друг друга в молчании. Кто дольше всех промолчит, тому и водить. Примечательно, что ведущая роль остается за самым выдержанным и терпеливым. При игре в молчанку применяется припевка:
Кто засмеется, Чок, чок, зубы на крючок
Губа задерется. А кто заговорит
Раз, два, три, четыре, пять, Тому в лоб «щелчок»
С этих пор молчать.
Игровые песни, как указывает исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов, выступают иногда как содержание игры (например, в игре «Уголки» каждая перебежка сопровождается припевкой). Каждый играющий очерчивает на земле кружок (либо сидя на стульчиках) – «Уголок». Один играющий остается без уголка. Он подходит к кому-либо из стоящих в своем уголке и говорит:
Мышка, мышка, продай уголок
За шильце, за мальце,
За белое полотенце, за зеркальце.
При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. Тот, кто остается без уголка, идет покупать.
В народных играх есть одна особенность, когда песня, как наиболее развитый вид русского народного творчества, тесно связывается с игрой. Песня появляется в младенческих играх, но в них еще трудно различить, где начинается игра, где кончается песня. Постепенно песня переходит в подвижные игры, украшая их ритмом в припевках, считалках и т. п. На основе песни построены хороводные и другие народные игры, которые можно было бы назвать песнями в действии. В этих играх дети самостоятельно поют и двигаются. Действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне.
В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.
Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота».
Проходите, господа, открываем ворота,
Перва мать пройдёт,
Всех детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас.
Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей.
«Дударь»
Считалкой выбирается «Дударь», он встаёт в центр круга. Дети. взявшись за руки идут по кругу приговаривая: Дударь,дударь,дадарище
Старый, старый, старичище
Его под колоду,его под сырую
Его под гнилую
Дударь,дударь, что болит?
Водящий называет любую часть тела (живот. лоб, колени, локоть….)дети берутся по кругу за названную часть тела приговаривая те же слова. В конце игры (после 2-3 раз,дети говорят «Дударь. дударь,ты здоров» (выбирается следующий водящий)
«Змея» Водящий подходит к любому ребенку, сидящему на стульчике и говорит: «Я змея,змея. змея,я ползу,ползу,ползу, будешь моим хвостом?»
Ребенок отвечает «да» проползает в «воротца» (широко раставленные ноги) и цепляется за пояс. Так выполняется пока все не прицепятся
Игра «Утка-гусь»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают маленький мячик. Входящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!- которые произносит водящий,он идёт мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!-кладёт в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом. А во время встречи говорят друг другу «Доброе утро» или «Добрый вечер», кивают головой и продолжают идти где начали движение. Идти надможно быстрее о обязательно шагом. Победивший становится водящим.
«Тише едешь» Водящий и играющие находятся по разные стороны. Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до него не просто. Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» или «Быстро шагай, смотри не зевай. Стоп!» На слово «стоп» все замирают. Если водящий кого то заметил,то ему придётся вернуться назад.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.