Ольга Камартдинова
Консультация для воспитателей «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Огонёк» п. г. т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ
Консультация для воспитателей : «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
П. г. т. Актюбинский-2020
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.
Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.
Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.
Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев) и другие.
Список Литературы
1. Аникин В. П., Русская народная сказка. Москва Просвещение, 2017 г.
2. Бобкова Т. И., Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Москва Творческий центр, 2018 г.
3. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Детство-пресс. Санкт-Петербург. 2016.
4. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Детство-пресс. Санкт-Петербург. 2013.
5. Бородиг А. М., Методика развития речи детей. Москва Просвещение, 2018 г.
6. Дмитриева И. Г., Требухина Е. А. «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». – М: 2017г.
7. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2018.
8. Логинова В. И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург Акцидент, 1996 г.
9. Петрова Т. И., Театрализованные игры в детском саду. Школьная пресса, 2000 г.
10. Садилова О. А. «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М: 2015г.
11. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М. : ACADEMA 1999 г.
12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва ТЦ Сфера, 2017 г.
13. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой, М. : АСТ, 2015 г.
14. Шорохова О. А., Играем в сказку. Москва Творческий центр, 2016 г.