Юлия Нудько
Консультация для воспитателей «Роль народных игр в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль народных игр в детском саду»
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль народных игр в детском саду“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте.
Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
___
Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм, им на смену приходят мультики и игры Запада.
В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека.
Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.
Перед педагогами стоит задача - помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра. Недаром говорят: “Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют их дети. ”
___
Может возникнуть вопрос: почему, в 21 веке, веке современных компьютерных игр и технологий, мы ставим задачи возрождения православной культуры?
А потому, что детские игры - составная часть традиций каждого народа. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей.
___
Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада.
Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа.
Русские народные игры просты и общедоступны. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими (например маски, ленточки). Большинство игр не требует специально оборудованного места. В них можно играть в самых различных ситуациях: на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках.
___
Поэтому целью является приобщение детей дошкольного возраста к русским народным играм через возрождение и сохранение национальных традиций.
Для этого определенны задачи:
- Пробуждать интерес дошкольников к русской народной культуре, к русским народным традициям, истории русского народа.
- Развивать познавательные способности ребенка, используя все виды фольклора: заклички, игры хороводные и подвижные, потешки, сказки, считалки и др.
- Побуждать дошкольников к любым проявлениям эстетических чувств, через восприятие образов.
___
Игры можно разделить на:
1. Хороводные
2. Сидячие (типа «Колечко»)
3. Подражательные (типа «У Маланьи у старушки»)
4. Игры с преследованием (типа «У медведя во бору»)
5. Игры с выбором (основной участник – в середине, потом после движений, он выбирает следующего) («Заря-Заряница» казачья игра с ленточкой)
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
6. Игры с диалогами (типа «Гуси-гуси? - ответ)
7. Игры – забавы (типа игры «Я змея, я ползу, хочешь быть моим хвостом)
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. В таких играх «Пчелки и ласточка», «Волк и овцы» воспитывается доброе отношение к окружающему миру.
Элементы народных игр могут включаются в комплексы утренней гимнастики или физкультминуток, также в тематические виды занятий или как часть занятия.
___
Считалки, зазывалки, заклички.
Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, используются зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки - т. е. вся художественная прелесть, ценнейший игровой фольклор.
Например, «Я купил себе дуду и по улице пойду.
Громче дудочка дуди: мы играем - ты води».
Вся эта прелюдия помогает быстро организовать играющих, объективно выбрать ведущего точно выполнять напевность или характерный склад текста.
___
Чаще всего ведущий в игре выбирается считалкой. Считалки - это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три!
Это, верно, будешь ты!
Перед началом игры использовали русские народные зазывалки.
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
___
Народные игры отражают занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность. Это такие игры, как «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие.
Игры «Когда солнышко взойдет», «Плетень», «Ехал Ваня на коне», «Пахарь» способствуют гендерному воспитанию.
При проведении интегрированных занятий, связанных с легендарными русскими богатырями, с историческим прошлым нашего народа применяются игры : «Единоборство», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью.
___
По мере накопления материала можно проводить игровые занятия или сказочный театр, основанные на знакомом материале. Эти занятия способствуют самовыражению. Их можно заложить в основу большого праздника, например, «Масленица».
Шуточные соревнования, заимствованные из народных игр.
Народные игры и забавы для всех: «Горелки», «Ручеек», «Хромая лиса», «Замри».
___
В настоящее время чрезвычайно важно является приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям, традициям родного Донского края, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Историко-этнографические знания дают возможность глубже понимать истоки нации, ее культуру и формируют основу самосознания.
Изучение обрядов, обычаев, традиций казачества открывают перспективу сознательного осмысленного усвоения ценностей духовной культуры и включение их в содержание образования. (Р. М. Чумичева,О. Л. Ведмедь,Н. А. Платохина «Ценностно-смысловое развитие дошкольников»).
Ребенок впитывает культуру своего народа, перенимает прошлые культурные традиции в процессе народных казачьи игр.
Игры казаков развлекают ребенка, создают бодрое, радостное настроение, оказывают влияние на физическое совершенствование, нравственно - волевые двигательные навыки.
Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами.
___
Совет по организации казачьих игр:
Объясняя новую народную (казачью) игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьёвка, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно.
Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровыми элементами.
Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
___
Сегодня педагоги не должны стоять в стороне от решения судьбы одного из важнейших средств - народной игры. Введение народных игр в современный педагогический процесс может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.
Вывод:
Игры-упражнения, основанные на русском народном творчестве, создают хорошее настроение, самочувствие ребенка “заряжают” бодростью, энергией.
Дети полностью удовлетворяют естественную потребность в движении.
Повышается уровень заинтересованности родителей в решении данной проблемы.
Дети проявляют интерес к традициям русского народа, русским народным играм, появляется желание самостоятельно придумывать варианты действий игр, и их организации.
Изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу.
___
Народная игра – средство всестороннего, национального воспитания личности ребенка, развития у него культурно-нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
___
Вывод:
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.
Русские народные игры являются эффективным средством воспитания гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
___