Татьяна Чуракова
Консультация для воспитателей «Психологическая модель адаптации ребёнка к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Психологическая модель адаптации ребёнка к усло-виям детского сада».
Цель: Ознакомление педагогов с психологической моделью адаптации ребенка в ДО
Задачи:
Публикация «Консультация для воспитателей „Психологическая модель адаптации ребёнка к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
- осветить основные этапы работы по проблеме адаптации;
- дать педагогам практические рекомендации по адаптации детей в ДО;
Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напря-жение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
o беседы с родителями;
o анкетирование родителей;
o наблюдение за ребёнком;
o развивающие игры.
Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых на-блюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «про-блемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребёнка ведётся индивидуальный адаптацион-ный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ОУ, фиксируются ре-зультаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ОУ и наметить ряд профилакти-ческих и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптацион-ного синдрома.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителя-ми, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного пе-риода, ориентировал на активное взаимодействие.
В первые дни пребывания в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Уклады-вание спать желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девя-тый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на один - два дня дома (из-за сниже-ния защитных сил организма).
По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, ра-бота с семьёй должна быть более глубокой и объёмной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учётом особенностей привыкания ребёнка к ОУ.
В процессе адаптации ребёнка к ОУ воспитателям рекомендуется :
o использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать,
поглаживать);
o по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка
мешочки с успокаивающими сборами трав;
o предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
o рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
o использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;
o создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные про-цессы.
Данная система работы поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям дошко-льного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способст-вовать процессу ранней социализации.