МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Проектный метод в обучении старших дошкольников»

Елена Давыдова
Консультация для воспитателей «Проектный метод в обучении старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Проектный метод в обучении старших дошкольников“» размещена в разделах

Сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е. Паркхест («Дальтон – план», 1919 г., США). Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается рядом определяющих характеристик данного возраста. Это прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К 5-6 годам формируется относительно устойчивое внимание к интересующим ребенка идеям и объектам, способность к началам анализа, синтеза, самооценке.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей 5-7 лет. Среди них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; Широкий спектр видов деятельности, важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (Работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе, проявлять творческую, познавательную, деловую активность, самостоятельность, применять ранее освоенные знания и умения.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий. Коллективный характер всех этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения общей цели.

Учебная проектная деятельность – это как бы «проект в проекте». Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности детей не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного развития воспитанников. Фундамент проекта должна составить личностно – ориентированная ситуация – педагогический проект поддержки организации ребенком собственного мира. Воспитателю необходимо сформулировать не только учебную, но и педагогическую цель проекта, раскрывающего вид личностного опыта, который должны приобрести дети.

В основе проекта обычно лежит какая либо проблема. В зависимости от ее характера, способов ее разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта различают несколько типов проектов. В дошкольном образовании представлены следующие.

1. Исследовательские проекты предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент). Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками этапов формулирования цели проекта, разработки плана мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного.

2. Творческие проекты связаны с подготовкой к праздников, театральных представлений. Дети 5-7 лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей.

3. Приключенческие, игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Поскольку в основе твоих проектов лежит сюжетно – ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.

4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком – либо объекте, явлении. Старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты, в том случае если им интересна проблема. Для обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом педагогу заранее необходимо составить вместе с ребятами план описания объекта, определить необходимую последовательность действий.

5. Практико – ориентированные проекты связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.

Проекты также подразделяют по составу и количеству участников; по степени определенности результата (предполагаемые результаты могут быть заранее известны участникам проекта, или на основе результатов создается нечто заранее неизвестное участникам); по срокам реализации (краткосрочные и долговременные); по тематике.

Общая схема организации проектной деятельности

1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям. Необходимо отметить, что помимо содержания работы, определяющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности является степень участия ребят в проекте.

2. Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно – ориентированной ситуации. По внешней форме эта задача, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении.

Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь воспитанникам сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желание, проблемы.

3. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.

4. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды. Прежде всего, это касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становится более разнообразной, чем это принято в условиях традиционных методов.

5. Реализация проекта.

5.1 «Информационный запрос».

В ответ на возникший у ребят информационный запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

5.2 Практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать информационный запрос, а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесении определенных корректив. Самостоятельность детей на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, умение самостоятельно добывать и использовать знания.

6. Презентация проекта. Практико – Ориентированные проекты венчает выполнение намеченного дела; творческие – показ спектакля; исследовательские – сообщение о ходе и результатах исследования; информационные – демонстрация и использование собранной информации; приключенческие и игровые проекты изначально нацелены на процесс деятельности, результат же имеет наиболее подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение.

7. Рефлексивно – оценочный этап проекта.

На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей.

Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аналитический отчет Форма 3 (для воспитателей ДОУ) Согласовано Протокол №___от___ ___ Подпись председателя педагогического.

Статья «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста». Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проектный метод в обучении старших дошкольников»
Опубликовано: 5 декабря 2012 в 15:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Проектный метод в обучении старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Давыдова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД