наташа леонова
Распространение опыта работы среди воспитателей по теме: «Организация работы с родителями в современном ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Какую бы мы работу не проводили с родителями, надо любому
воспитателю правильно строить взаимоотношения с родителями.
Существует несколько принципов, в соответствии с которыми воспитателям
следует строить свой разговор с родителями.
Стремиться понять родителей, увидеть проблему глазами собеседника,
эмоционально откликнуться на неё.
Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на
жесты, мимику, интонацию, улавливать подтекст.
Строить общение на основе диалога, равенства, партнёрских отношений.
Публикация «Распространение опыта работы среди воспитателей по теме: „Организация работы с родителями в современном ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Избегать оценивающей позиции, воздержаться от критики собеседника.
Сохранять конфидециальность информации.
Рассуждая о проблемах и трудностях ребёнка, вести разговор на фоне
эмоционально-положительного отношения и уважения к нему.
Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить
достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической науки,
избегать сложный понятий и профессиональных терминов.
Выступление не должно быть долгим по времени. Четко и логично
подводить родителей к главной мысли, которая должна быть не только
понятна, но и принята ими.
В. П Дуброва выделяет несколько показателей эффективной работы детского
сада с семьё й:
появление у родителей интереса к содержанию занятий;
возникновение дискуссий по инициативе самих родителей;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся формирования
личности ребёнка, его внутреннего мира;
размышления родителей о правильности используемых ими методов;
повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций;
Известно в педагогической практике дошкольников несколько способов
включения родителей в педагогическую работу дошкольного учреждения.
1) Математические, познавательно-речевые игротеки
2) Индивидуальная работа с детьми, которая проводится в форме игрового взаимодействия дошкольников с родителями.
3) Участие в совместных спортивных досугах праздниках: команды «Родители-дети»
4) Участие в народных праздниках.
5) Проведение традиций в группе «Встреча с интересными людьми»
Данная традиция нужна для формирования у детей «знания о
деятельности людей», умения общаться с людьми.
Главные методические принципы:
Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой
деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд,
хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и
эмоциональнее.
Обязательно демонстрируется результат труда, некоторые трудовые
действия и предметы-помощники.
Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды
трудовой деятельности: профессиональный труд — профессии сотрудников
детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;
домашний труд — труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи,
стирка и т. п. ;
труд связанный с природой: выращивание овощей, фруктов, цветов; разведение
животных и уход за ними и т п. ;
хобби и увлечения (труд для души) : ручной труд (вязание, вышивание, шитье,
плетение, резьба по дереву и т. п); увлечения. связанные с исскуством (игра
на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование
музыкальных записей, книг по исскуству, произведений народного
художественного промысла и т. п; занятие спортом, рыбалкой и т. д
Семейные проекты «Познаем вместе»»
Процесс налаживания взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия нужны прежде
всего детям для их полноценного, гармоничного развития; совместная
деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел; общение
родителей с детьми наполняется позновательным, развивающим содержанием.
Суть семейного проекта «Познаем вместе» : каждая семья,учитывая свои
познавательные предпочтения и возможности, готовит материал по
самастоятельно выбранной теме.
Работа по подготовке материала проходит в определённом порядке.
1 Родители вместе с ребёнком намечают план действий (что надо сделать для
выполнения задуманного: какие прочитать книги, посмотреть телепередачи,
посетить музеи, выставки и пр.).
2 Предусматриваются и практические дела в зависимости от выбранной темы
(например, как мы ухаживаем за собакой, выращиваем растения, экономим
воду).
3 Выполнив все мероприятия по намеченному плану, родители обсуждают
с ребёнком, всё ли сделано из того, что задумывалось; что получилось
хорошо, что плохо; что было делать легко, что трудно.
4 Собранная по теме информация оформляется (газета, альбом, текст, рисунки,
фотографии)
Далее следует представление своего проекта (материала) друзьям в группе. В
презентации принимает участие и ребёнок, и его родители (близкие). Они
по очереди рассказывают о том, что узнали по выбранной теме. По ходу
рассказа демонстрируют подготовленные наглядные материалы (фотографии,
рисунки, видеофильмы, предметы). После рассказа слушатели обычно задают
вопросы. В заключение детям торжественно вручают подготовленный в семье
альбом, газету, папку.
Как приятно видеть светящиеся гордостью глаза ребёнка и его родителей!
На подобные встречи желательно приглашать всех желающих родителей.
Обычно это стимулирует другие семьи включиться в проект «Познаем вместе»
и подготовить новые познавательные темы.
Создание альбома «Моя семья»
Работу по вовлечению родителей в процесс взаимодействия со своим
ребёнком и детским садом на познавательном содержании можно начать с
создания альбома «Моя семья». Для начала проводится анкетирование.
Каждой семье предлагается заполнить свою страничку в общегрупповом альбоме «Моя семья» по разным рубрикам.
Наша семья (состав семьи)
Наши имена (как зовут ребёнка, папу, маму).
Где я живу (на какой улице и т. д).
Профессии моих родителей.
Что я люблю.
Как наша семья любит отдыхать.
Моё любимое блюдо.
Выбор рубрик определяется желанием ближе познакомится с семьями,
их составом, интересами, традициям; получить нужную для воспитателей
информацию, которая в будущем поможет наладить тесную связь между
педагогами и родителями, педагогами и детьми, родителей между собой и,
конечно, каждой семье со своим ребёнком.
При оформлении странички родители вместе с ребёнком проявляли
творчество, фантазию, мастерство (использовали рисунки, фотографии,
аппликацию и многое другое). Единственным требованием со стороны
педагогов было оформлять и заполнять страничку вместе с детьми.
Оформленные семейные альбомы ребята приносят в группу и представляют
их своим друзьям. С какой гордостью они рассказывают о том, как вместе с
папой, мамой обсуждали содержание рубрик, подбирали фотографии,
красивые картинки, а потом все вместе вырезали, наклеивали их, делали
подписи на оформленном листе! Дети, как правило, интересно и эмоционально
рассказывают о своих любимых игрушках, домашних любимцах и т. п
В течении года альбом «Моя семья» постепенно пополняется новыми
страничками, посвященными отдельным членам семьи. Страницы оформляются
ко Дню защитника Отечества, к весеннему празднику 8 Марта и т. д
Главные выводы создания альбома «Моя семья»
Такая работа способствует налаживанию более тёплых и тесных
взаимоотношений в семье;
У детей появляется познавательный интерес к истории своей семьи,
к близким и дальним родственникам;
У детей правильно формируется важное социальное понятие «семья»
При желании можно еще придумать способы повышения педагогической
активности в решении поставленных задач в ДОУ.
Главное довести до родителей, что это всё нужно для их детей. И участие
родителей совместно с детьми это масса приятных, эмоциональных
переживаний для их детей.