Чайковская Наталья Александровна
Консультация для воспитателей «Песня в жизни детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей старшей группы
Тема:«Песня в жизни детского сада»
Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь. Механическое, невыразительное пропевание с детьми песен не достигает цели, не закрепляет у детей правильных навыков (естественное звукообразование, чистота интонации, правильная дикция, а главное — не создает у детей интереса к пению. Воспитателю необходимо хорошо знать, какое значение имеет пение для ребенка, разбираться в том, какие песни нужны и хороши для детей данной возрастной группы, должен сам правильно и выразительно петь детские песни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Песня в жизни детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
Между тем воспитателям не следует разучивать песни из репертуара школьного возраста. Это объясняется тем, что педагоги поют песни, которые знают, не вникая, насколько они пригодны для детей. Воспитатель должен быть знаком с вокальными навыками детей данной группы и их песенным репертуаром, на котором надо развивать эти навыки:
-осознанно и внимательно дослушивать песню до конца, эмоционально откликаться на звучание голоса и аккомпанемента;
-во время пения следить за правильным, ненапряженным положением корпуса;
-самостоятельно интонационно и дикционно чисто, выразительно и естественно петь (соло, дуэтом, хором, в хороводе, с движениями) по фразам и предложениям,с музыкальным сопровождением и без него;
выражать свои впечатления о прослушанной, исполненной песне, ее музыкальном образе;
высказывать оценочные суждения о прослушанной песне, качестве исполненной песни и импровизации;
применять способы импровизирования соло, дуэтом, в ансамбле по выбранному или предложенному игровому образу, музыкальному жанру с созданием целостной песенной,песенно-инструментальной композиции, передающей интонации в разном настроении (мажор, минор, динамике, регистре, ритме, темпе;
самостоятельно находить возможности применять ранее выученные песни,импровизации в разных видах эстетической деятельности и в жизненных ситуациях;
различать и называть: инструментальное вступление к песне, его окончание, начало пения, инструментального заключения, фразы, предложения, куплета и припева песни;
виды пения (соло, дуэт, хор, с движением;
сравнивать и называть настроение, характер и темп песни (напевный, бодрый,ласковый, решительный, спокойный, быстрый, медленный, умеренный, торжественный,печальный, эмоциональную окраску и различные характеристики песенных интонаций (высоко, низко, среднего звучания, ласково, нежно, звонко, весело, грустно, торжественно) и импровизаций.
Рекомендуемый музыкальный репертуар
Попевки, упражнения: «Чэ-чэ-чэ-чэ, сарока», «Чар-чар, сарока», «Козанька» (бел. нар. песни); «Жабка» (муз. В. Юркевич, сл. Д. Бичель-Загнетовой); «Чы-чы, чы-чы,верабей» (бел. нар. мел. в обр. Г. Пукста); «Перапёлачка» (бел. нар. мел.); Е. Тиличеева. «Труба», «Качели»; «Мышка», «Зайчик», «Медведь» (муз. и сл. Ю. Парфенова).
Песни: «Колыбельная кукле» (муз. И. Бодраченко, сл. В. Берестова); «Веселый огород» (муз. С. Соснина, сл. М. Садовского); «Осенние подарки» (муз. и сл. В. Шестакова); «Осень постучалась к нам» (муз. И. Смирновой, сл. Т. Прописновой);«Падают листья» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен); «Здравствуй, Дедушка Мороз»(муз. В. Семенова, сл. Л. Дымовой); «На ковре-самолете» (муз. А. Филиппенко,сл. Н. Караваева); «Славный Новый год» (муз. и сл. С. Насауленко); «Ой, вясна, вясна»,«А мы грушку садзілі», «Зайграй мне, дударачку» (бел. нар. песни); С. Альхимович «Цымбалісты»; «Выхавацелька» (муз. С. Галкиной, сл. Н. Галиновской); «Дзіцячы сад»
(муз. и сл. С. Галкиной); «Дорогие бабушки и мамы» (муз. А. Островского,
сл. З. Петровой); «Самая лепшая» (муз. А. Ремизовской, сл. В. Каризны); «Песенка – для мамы» (муз. и сл. Т. Эльпорт); «Мама – солнышко мое» (муз. и сл. Т. Эльпорт);«Частушки внучат», «Бабушка моя» (муз. и сл. Е. Гомовой); «Скоро в школу»(муз. Л. Захлевного, сл. В. Лученок); «Мы идем в первый класс» (муз. М. Муратаева,сл. О. Высотской); «Не забудем детский сад» (муз. Е. Туманян, сл. З. Петровой); «Дзедава кароўка» (муз. Л. Захлевного, сл. Л. Прончака); «Горошина» (муз. В. Карасевой,сл. Н. Френкель); «По малину в сад пойдем» (муз. А. Филиппенко); «Рыжая вавёрка» (муз. А. Чиркуна, сл. А. Дмитриева).
Напевность, протяжность звучания мелодии — важнейший навык пения. Этот навык дается легче, если в тексте песни преобладают гласные. Если дети поют неверно, воспитатель по окончании пения должен указать им, где была ошибка, спеть это место песни и предложить одному или нескольким детям повторить, а потом поет вся группа. Выбор песни лучше определить вместе с музыкальным руководителем. Бывает, что одну и ту же песню дети воспринимают по-разному. Зависит это от состава детей (мальчики и девочки, их музыкальной подготовленности, интересов.
Кроме правильного исполнения мелодии детьми, воспитатель должен следить за навыком верного и отчетливого произношения слов, особенно их окончаний. Показ воспитателя помогает детям избежать неправильного произношения слов. Заметив ошибки в произношении, исправить немедленно. Необходимо уделять внимание дикции детей (пропевать слова с четкой артикуляцией).
Выразительно исполнить песню помогает воспитателю совет музыкального руководителя — какие оттенки делать в песне в связи с художественным образом, какие выделять слова, где петь быстрее, где — медленнее, где брать дыхание (на музыкальных занятиях).
Роль воспитателя на музыкальных занятиях различна в зависимости от содержания занятий и от возраста детей. Воспитатель может исполнить новую песню, петь вместе с детьми при разучивании песен и проведении игры. Но особенно важно участие воспитателя в закреплении навыков, полученных детьми на занятиях, т. е. пение с детьми песен в свободное от занятий время. Например, при игре в кукольный театр, когда дети показывают кошку, собаку, воспитатель может предложить не только отгадывать загадки, но и петь про этих животных. Летом после шумной игры, можно собрать детей на лужайке и предложить послушать песню, которую ребята начали разучивать на музыкальных занятиях. Пропеть мелодию еще раз, а затем предложить спеть вместе песню, особенно те места, в которых дети не всегда чисто интонировали. Даже после проведения летних музыкальных развлечений, можно повторять песни,которые они инсценировали. Таким образом, воспитатель сможет поддерживать и направлять интерес детей к пению.
Воспитатель разными способами может вызвать у детей интерес к песне. Некоторые устраивают с детьми концерты. Заранее намечается репертуар песен, которые исполняются хором, индивидуально, небольшими группами. В программу включается исполнение знакомой или новой песни.
Воспитывая у детей любовь к песне, надо развивать бережное отношение к ней, не разрешать петь небрежно, крикливо. Иногда бывает, что дети начинают песню и прекращают, не закончив ее, или группа детей поет одну песню, а остальные, заглушая их, запевают другую. Воспитателю необходимо объяснить, что песню надо петь одинаково красиво и хорошо как на музыкальных занятиях, так и на прогулке, дома, во время игр. Видя, что пение переходит в шалость, запрещать петь, чтобы не травмировать голосывые связки детей.
Для закрепления разученной песни,воспитатель может начать сам петь ее, как бы невзначай. Дети, услышав песню, подпоют, а отстающим в пении можно предложить спеть песню вместе.
Важно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и дома. Поэтому надо вести соответствующую работу и с родителями, знакомя их с детскими песнями. В данном направлении работа поставлена так:
-выставляются папки-передвижки «Пойте вместе с нами»;
-распространяются буклеты «Музыкальные витамины для всей семьи» и др.
Следует помнить, что громкое исполнение песен, наносит вред слабым голосовым связкам ребенка.
Интерес воспитателя к музыкальному воспитанию детей, его активное участие в этой работе, согласованность воспитателя и музыкального руководителя — основные условия, которые дают прекрасные результаты — песня проникает в жизнь детского сада.