Елена Богомолова
Первоначальное формирование моральных представлений и норм у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первоначальное формирование моральных представлений и норм.
Личностные свойства детей, их способности, черты характера, особенности психических процессов восприятия, памяти проявляются и формируются в деятельности, руководимой взрослым. Именно под, руководством взрослого ребенок актива включается в жизнь, осваивая правила поведения, овладевая знаниями. Но знание правил, к примеру, у четырехлетнего ребенка, еще не означает, что он всегда будет руководствоваться ими. Да, в вербальном плане его поведение может соответствовать нор мам, но в реальном, если нет прямого внешнего контроля, не исключены проявлена эгоизма.
Публикация «Первоначальное формирование моральных представлений и норм у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Морально воспитанную личность, подчеркивает Л. И. Рувинский, характеризует внутреннее принятие нравственных норм, когда внешние требования переходят в требовании к самому себе. «Только в этом случае усилия направленные на свое нравственное развитие становятся важным фактором процесса социально-нравственного воспитания». Отсюда вытекает и решение педагогической задачи.
В этой связи естественно возникает вопрос: в каких условиях нравственные убеждения будут перерастать в реальное нравственное поведение? А. А. Люблинская отмечает: формирование нравственного поведения у детей требует единой системы, куда включены моральные знания, отношения и действия. Но ребенок усвоит их в том случае, если установит с окружающими реальные практические взаимоотношения, которые обеспечат ему овладение правилами и нормами, станут регулятором его поведения. Именно регулятором поведения. Ведь кроме умения видеть партнера надо еще научиться слышать его. Иными словами, воспринимать то, что и как он говорит тебе о твоих достоинствах и недостатках, - открыто, по-доброму, с искренней заботой или с недобрым удовольствием отмечает недостатки и тем самым утверждается. Сформулированные условия перехода от нравственного сознания к нравственной практике должны отражать внутреннюю структуру процесса перерождения.
Как считает В. А. Петровский, формирование субъективной позиции возможно в ситуации деятельности в условиях межличностного взаимодействия. Этому будут способствовать возрастающие представления и понятия об окружающем мире, возрастающая произвольность психических процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями окружающего мира, появление познавательных интересов.
Представления, как известно, менее ярки и устойчивы, чем восприятие. Разница объясняется тем, что психические процессы, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств, протекают более активно, чем тогда, когда мы что-либо представляем. Представления более изменчивы, подвижны, в них больше обобщенности. В отличие от восприятий, которые всегда дают образ, отображающий предмет или явление предметного мира, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к окружающему. Они возникают в сознании в связи с какими- нибудь образами, которые выступают в качестве их носителей. Серьезное препятствие для «переноса» - постоянное расхождение формальных знаний, которые дети получают от взрослых, наблюдая за фактами повседневной жизни. Каждый ребенок оказывается преданным тому взрослому, от кого зависит, идентифицирует себя с ним и использует его как модель. У дошкольников рано обнаруживаются расчлененные и устойчивые позна-вательные интересы, которые дают впоследствии поразительные успехи.
А. Валлон считает: познавая окружающее, ребенок начинает выделять себя как постоянное существо. JI. Кольберг исходит из того, что в психическом развитии детей не только формируются знания об окружающем мире и нравственных критериях, но и происходит эмоциональное развитие. Все связано с познавательными процессами. По мнению 3. Фрейда, развитие психики ребенка - приспособление к окружающей сфере, преимущественно враждебной. С точки зрения психоанализа основа психического развития детей - не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы. Познавательное развитие - это следствие мотивационного, где предмет внимания ребенка (люди, история, будущее) лежит вне его субъективного мира.
Основная установка детства - подготовка к самостоятельности - принимает форму приспособления, изучения, сознательного подражания, мечтательного построения будущего.
По мнению П. Е. Кряжева, наличествуют различные формы усвоения норм морали со своими психологическими особенностями. Речь идет о ситуациях, требующих совершения морального поступка, специальной ситуации, позволяющей индивиду преодолевать трудности, обсуждать и оценивать поведение, нормы морали и нравственные принципы. Однако норма морали, взятая вне процесса ее ценностного образования, бедна по содержанию. Оценивать ребенка в случае нарушения им норм поведения должны и взрослые, и он сам. Взрослый задает общественно выработанные эталоны, специальные средства. Постепенно внешние действия с внешними предметами сокращаются, автоматизируются, действия переходят в умственный план, эталоны - в содержание памяти, ориентировка становится операцией в структуре целостного действия. Такого рода ориентировки превращаются в восприятие, если направлены на внешние признаки объектов, развивают мышление, если направлены на существенные связи между предметами, на смысл последствий совершаемых действий. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять внутренним и внешним планом действия и контролировать их, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у детей способность вызывать образы и произвольно манипулировать ими при помощи речевых инструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать
внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе их полноценного усвоения ребенком. Детство - это период роста, развития, обучения, период парадоксов и противоречий, без которых нельзя представить процесс развития.
В психологии наметились два подхода к раскрытию природных основ умственных способностей: редукционистский, измеряемый тестами интеллекта, и системно-структурный. Последний представлен работами Т. А. Ратановой и Н. И. Чуприковой. Ученые рассматривают интеллект как способность извлекать из потоков текущей информации значимые инварианты, в том числе высокой степени точности и абстрактности. Речь идет о способности индивида избирательно оперировать существенными для каждой данной задачи инвариантами, соответствующими определенным признакам, свойствам и отношениям вещей и явлений, отделять их от сопутствующих несущественных деталей, свойств, признаков и отношений. Условия возникновения этой избирательности,
Принятие этических норм и формирование моральных чувств - часть общего процесса активного проникновения ребенка в жизнь взрослых, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков.
Стадия нравственного релятивизма - понимание того, что правила создают люди на основе взаимной договоренности и что их можно изменять, - достигается позже. Отсюда и осознание того, что нравственность поступка зависит не только от его последствий, но и от намерений. «Рождение» этой стадии происходит благодаря выполнению требуемых норм поведения, воспринимаемых как обязательное условие получения одобрения со стороны взрослых для тех взаимоотношений, в которых дошкольник испытывает потребность.
Диапазон моральных проявлений расширяется постепенно, ассоциируясь с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя; точнее осознаются и моральные нормы. По мнению А. А. Реана, к основным положениям, выражающим связь моральных норм и образа Я, следует отнести: самосознание как фактор моральной саморегуляции; форму самосознания с расслоением целостного образа Я на Я-реальное (каким ребенок видит себя в настоящий момент) и на Я-потенциальное (каким ребенок мог бы быть при реализации субъективно воспринимаемых не задействованных личностных качеств, в том числе и негативных); стремление сохранить исходный положительный образ себя; соблюдение моральных норм и принципов. Синкретизм нерасчлененности Я и не-Я сменяется противопоставлением себя сначала миру, потом другим людям, затем установлением согласованности и оппозиции, взаимности и разобщенности.