Галяева Елена Яковлевна
Консультация для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры»
«Организация сюжетно - ролевой игры»
«Сюжетно – ролевая игра
рассматривается как основной
вид игры дошкольника»
(Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин)
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
«Открытие» ребенком мира взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности приводит к перестройке социальной ситуации развития в следующее соотношение: «ребенок — предмет — взрослый» (Д. Б. Эльконин, T. Ф. Обухова). Ребенок стремится войти в мир взрослых, но непосредственно выполнять их функции он еще не может ввиду сложности их жизни и своих ограниченных возможностей. Складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и невозможностью ее реальной реализации. Эта потребность удовлетворяется в новых видах его деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Именно игра становится ведущим видом деятельности. В игре ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции, вступая тем самым в определенные отношения с другими идеальными взрослыми. Идеальный взрослый — это не конкретный человек, а обобщенный образ какой-либо общественной функции (папа, врач, водитель и т. д.). Этот образ может стать мотивом деятельности ребенка, когда его поведение, отношение к вещам и другим детям опосредуются в игре и направляются им. То есть в игре содержится «идеальная форма» (Д. Б. Эльконин, образец - эталон будущей взрослой жизни. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др. Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются : умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях. Д. Б. Эльконин выделил четыре уровня развития игровой деятельности в соответствии с такими показателями, содержание игры, характер роли и логика действий, отношение к правилам.
На первом уровне основным содержанием игры являются многократное воспроизведение одних и тех же реальных, чаще всего бытовых, действий взрослых с предметами, направленные на соучастника игры, например кормление. Фактически роли имеются, но не называются именами людей. Они определяются характером действий с предметом, а не определяют действие. Обычно ребенок не называет себя именем взрослого, роль которого выполняет. Сюжет и роль заранее не планируется. Роль возникает в зависимости от имеющегося у ребенка предмета: есть фонендоскоп — он врач, есть расческа — парикмахер. Поэтому машину могут вести два шофера, а обед готовить несколько матерей. Дети могут часто менять роль, переходя от одного предмета к другому. При ролевых разделениях функций в игре они не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения. Игровые действия однообразны, максимально развернуты, состоят из ряда повторяющихся операций не перерастают в логически за ними следующие или их предваряющие. Так дети «режут хлеб», «варят суп», но результаты действий не используют: нарезанный хлеб не подается куклам на стол, суп не разливается по тарелкам. Правила в игре не вычленены, а логика действий, например, последовательность обеда, легко нарушается без протеста со стороны играющих. В совместной игре дети мало обращают внимание на партнеров и играют как бы «рядом», а не «вместе». Чаще всего конфликты возникают из - за обладанием предметов, с которым нужно совершать действие.
На втором уровне основным содержанием игры также являются действия с предметами, но в них на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Теперь выполнение называемых ролей сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. Намечается разделение функций между партнерами, но речевое общение с ролевых позиций отсутствует. Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью. Число действий расширяется и выходит за пределы какого – либо одного, связывается с предшествующими или последующим действием. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, а неприятие ничем не объясняется. Правило явно еще не выступает, но уже может победить непосредственное желание в случаи конфликта.
На третьем уровне основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающие из нее действия, среди которых начинают выделятся действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры, определяют логику и характер разнообразных игровых действий. Для детей важным становится использование результата действия для другого человека, поэтому нарезанный хлеб и тарелки с супом подаются куклам на обед. Игровые действия сокращаются, обобщаются, приобретая условный характер. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Появляется ролевая речь, обращенная к партнеру по игре. Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия, но оно еще полностью не определяет поведение может быть нарушено. Нарушение правила лучше замечается со стороны партнера. Ссоры возникают из-за выбора, распределения ролей. Дети играют «вместе», а не «рядом».
На четвертом, высшем уровне основным содержанием игры является выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых дети на себя взяли. Роли называются и распределяются до начала игры. Дети активно взаимодействуют в игре с помощью игровых действий и ролевой речи. Разнообразные действия четко и последовательно воссоздают реальную логику. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры. Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на действительность, но и указанием на рациональность правил, которые явно вычленены. Дети до начала игры планируют ее, совместно договариваются о ее ходе и распределении ролей, придирчиво следят за тем, как их товарищи выполняют правила, спорят в основном по поводу того, «бывает так» или «не бывает».
Для того чтобы сюжетно - ролевая игра имела развитие, необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную» основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей.
Прямые приемы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Важно помнить, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
Исходя из выше перечисленного, можно сформировать три этапа развития сюжетно – ролевой игры :
- на первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами;
- на втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь;
- на третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Планируя работу по организации сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Главную роль в организации сюжетно – ролевой игры играет методика проведения. Поэтому важно помнить основные моменты методики проведения сюжетно – ролевой игры :
- выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей;
- педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. А с другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач;
- ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий;
- создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры и содержит в себя следующее:
- распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль;
- начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно
использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
На протяжении всей игры, важно сохранить игровую ситуацию. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:
- взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении);
- педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива;
- все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации;
- в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами; в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.
Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает
предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все
лучшее, что принесла с собой игра.