Светлана Васильева
Консультация для воспитателей «Организация работы по адаптации ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая работа
Консультация для воспитателей.
«Организация работы по адаптации ребенка».
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация работы по адаптации ребенка“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Адаптация от латинского «приспособляю» -это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физическом, социальном, психическом.
Успешная адаптация зависит от многих факторов: состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а таг -же от грамотных действий сотрудников детского сада и родителей.
По наблюдению психологов средний срок адаптации составляет :
До 3 лет -7 -10 дней,
В 3 -5 лет -2 -3 недели,
После 5 лет -1 месяц.
Основные критерии адаптации к условиям яслей.
Основным критериям относятся:
1. Поведенческие реакции
2. Уровень нервно –психического развития
3. Заболеваемость и течение болезни
4. Главные антропометрические показатели физического зазвития (рост, вес)
Имеется три степени адаптации.
1. Тяжелая степень –дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми, затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение: контакт с ребенком удается установить с трудом. Постоянно выглядит встревоженным и замкнутым, не может долго задерживать внимание на одной игрушке. Замечания и похвала оставляют его безучастным или он пугается и ищнт поддержку у родителей.
Поведение ребенка : контакт с ребенком удается установить с трудом (часто только через родителей). Ребенок проходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.
2. Средняя степень – дети без нервных расстройств – они в детском саду «всего лишь» начинают часть болеть. Так как происходит обмен всевозможными инфекциями. Причем, болезнь протекает без каких либо осложнений, что может служить главным признакам отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Поведение ребенка : вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное эксперементирование).
3. Легкая адаптация – почти половина детей составляет самую благополучную группу –они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко.
Поведение ребенка : ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чес остановить свое внимание на чем либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы –заменители, настроение бодрое или спокойное. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечания и одобрение. Может играть с другими детьми.
Каждый ребенок реагирует и привыкает к детскому саду по разному, однако, есть и общие закономерности.
1. Психологи указывают: чем раньше ребенок пойдет в детский сад, (например до 1 года) тем быстрее он привыкает к коллективу. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок устанавливает не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на его эмоциональной сферы –в дальнейшем такой ребенок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
2. Дети 2 -3 лет могут испытывать страхи перед незнакомыми людьми, становятся возбудимыми, ранимыми, плаксивыми. Стресс истощает защитные силы организма и как результат такие дети часто болеют.
3. В 3 года малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, что –бы это видели другие. Ребенок может «надорваться» если к психической нагрузке кризиса трех лет, добавляется еще и груз адаптации к детскому саду.
4. Мальчики 3 -5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери. Чем больше развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее проходит адаптация.
Так –же важна организация приема вновь прибывших детей.
• Прием вновь поступающих детей проводится по графику, в период с апреля по август.
• Принимать в группу сначала 5 -6 детей, а потом не более 2 – 3 детей в неделю. Что – бы воспитатели могли уделить им максимум внимания.
• Желательно что – бы дети первые 2 -3 недели находились в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания, время проведенное в группе увеличивается.
• Утром мама сама измеряет температуру ребенку, показывает чистату кожных покровов, заносит данные в журнал
• Пока идет набор в учреждение, утренний фильтр проводит старшая медицинская сестра.
При правильно организованной работе дети привыкают к условиям учреждения в течение 21 – 30 дней.
Игры на сближение детей друг с другом и воспитателем :
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, т. к. дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.
РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!
Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать» : наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
ЛОВИ -ЛОВИ!
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 м с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (вначале воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, — ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души.
ЧЕЙ ГОЛОСОК?
Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова (например, игра «Кто разбудил Мишутку?». Воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом, великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, по-чувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
ЗАЙКА
Заинька-зайка Дети прыгают, поджав руки,
имитируя зайку.
Маленький зайка, Садятся на корточки,
показывают рукой вершок от
пола.
Длинные ушки, Дети приставляют ладошки к
Голове – «ушки».
Быстрые ножки Побежали.
Заинька-зайка Движения повторяются.
Маленький зайка,
Деток боишься, Дети обхватывают себя
Руками.
Зайка-трусишка. Изображая страх, «дрожат».
МИШКА
Мишка, мишка косолапый, Приподнять плечи, руки
Мишка по лесу идет, округлить, носки ног
Повернуть внутрь, идти
Переваливаюсь
Мишка хочет сладких ягод Погладить себя по животу,
Облизнуться
Да никаких их не найдет. Оглянуться по сторонам,
Пожать плечами
Вдруг увидел много ягод Показать указательным пальцем
И тихонько зарычал. На лице восторг, двумя руками
«собирать» ягоды» в рот
Подошли к мишутке Помаршировать.
Детки, Мишка громко зарычал. Кулачками потереть глаза,
Изобразить плач.
Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».
Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!