Лариса Балюева
Консультация для воспитателей «Оборудование музыкального уголка в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Публикация «Консультация для воспитателей „Оборудование музыкального уголка в первой младшей группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Темочки
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детсаду и в школе.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу. Структура музыкальных мини-центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
Создавать музыкальные уголки в каждой возрастной группе необходимо с учётом возрастных особенностей детей. Для того чтобы у воспитанников постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, нужно время от времени (один-два раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новые музыкально-дидактические игры, оборудование и самостоятельные шумовые инструменты; стуканчики, шуршанчики, сыпунчики, бурбунчики, коробочки, волшебные нити, волшебные барабаны, трещотки, погремушки, японский дождик.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми, дозировано (например, металлофон, и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т. п.) На нижней полке – барабаны, ложки, треугольники, маракасы.
Необходимо уделить особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
В первой младшей группе с целью приобщения ребенка к музыке, развития у детей музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия.
Чтобы привить интерес к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место – музыкальный уголок и оборудовать его техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами из различного материала, музыкально-дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами, портретами композиторов.
Программное содержание:
- обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых (от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей);
- обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;
- способствовать получению и закреплению знаний о музыке;
- стимулировать развитие творческих способностей;
- развивать любознательность, стремление к экспериментированию;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Основные требования к музыкальному уголку:
- доступность оборудования, удобное расположение музыкального уголка для детей;
- разнообразие оборудования музыкального уголка (наличие всех необходимых пособий);
- соответствие возрастным и индивидуальным возможностях детей (соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка);
- эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов;
- мобильность уголка;
- педагогически грамотное руководство детей со стороны воспитателя;
- безопасность (обладать простой конструкцией, быть прочными, пригодными для частого использования).
В младшей группе используется следующее музыкальное оборудование:
1. Детские музыкальные инструменты:
• Неозвученные бутафорские музыкальные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
• Озвученные музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки, поющие волчки, трещотки, деревянные палочки, гармошка, барабан, бубен, ложки, ритмические кубики, баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
• Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа):
- всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т. д.);
- шелестящие инструменты (скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»);
- металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов;
- всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на неё пробками от газированной воды и т. д.
• Ударные (барабан, бубен, музыкальный молоточек, гонг, тарелки).
• Духовые (различные дудочки, свистульки).
• Клавишные (металлофон).
2. Музыкальная игрушка:
• Кубики и мячики со звучащими наполнителями.
• Музыкальные игрушки с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках, органчики, шарманки).
• Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.
3. Музыкально-дидактические пособия учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры:
• Образные пособия:
- Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают).
- Музыкальные инструменты.
- Жанры (марш – праздничный, военный, детский, спортивный, игрушечный; танец – веселая пляска, вальс, спортивный, хоровод; песня – детская, хоровая, колыбельная, народная).
- Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант).
- Оркестр (шумовой, народный).
- Иллюстрации «Слушание» (по теме «Времена года», из «Музыкального букваря»).
- «Песенки – картинки» (альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях или чудесные кубики).
• Музыкальные дидактические игры:
- Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Веселые матрешки», «Три медведя».
- Развитие ритмического слуха. «Кто как идет?», «Веселые дудочки».
- Развитие тембрового и динамического слуха. «Громко — тихо», «Узнай свой инструмент», «Колокольчики».
- Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке».
- Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые игры.
• Дидактический материал:
- Лесенка 3 ступени.
- Звучащие предметы – заместители.
- Кубики и мячики со звучащими наполнителями.
• Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.
• Картотека пальчиковых игр.
• Сценарии праздников.
• Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).
4. Аудиовизуальные пособия и специальное оборудование к ним:
• Технические средства:
- плеер,
- музыкальная колонка,
- магнитофон,
- музыкальный центр,
- дискошар.
• Фонотека:
- Песни, танцы, игры для праздников, досугов.
- Классическая, народная музыка.
- Музыка для релаксации.
- Голоса природы по всем временам года.
- Произведения для слушания.
- Звучание оркестра.
- Музыкальные сказки.
- Народные, детские, колыбельные песни.
5. Оборудование художественно-театральной деятельности в детском учреждении:
• Атрибуты для танцев:
- флажки,
- султанчики,
- платочки,
- яркие ленточки с колечками,
- погремушки,
- осенние листочки,
- снежинки,
- разноцветные флажки,
- платочки,
- цветные ленты,
- цветы и т. п.
• Атрибуты для музыкальных подвижных игр, театрализации:
- костюмы,
- маски,
- карусель,
- веночки,
- гирлянды.
• Различные виды театров.