татьяна хлынова
Консультация для воспитателей и родителей старших дошкольников «Работа с предложением»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ предложения развивается очень медленно.
I этап. Вычленение предложений из потока речи.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей старших дошкольников „Работа с предложением“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ. Во время чтения интонационно выделяются конец предложения и делаются паузы между предложениями. Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч. : «О ком был рассказ?»
Затем задаем конкретные вопросы:
Что я сказала про детей?
Что я сказала про мальчика?
Что я сказала про девочку?
Подводим детей к тому, что в этом рассказе было 3 предложения : первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений.
Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:
придумывание предложений с заданным словом;
придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление
II этап. Ознакомление со словесным составом предложений
Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:
рассматривание игрушек,
демонстрация действий с игрушками,
рассматривание картин,
Одновременно ведется работа по составлению предложений.
С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку
В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.
Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания:
Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.
Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …
Название первого и последнего слова в предложении.
Которое по счету слово…
Придумать предложение по двум или трем словам.
Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.
Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи. Формирование элементарных знаний о речи оказывает влияние на общее речевое развитие детей, повышает речевую культуру, помогает дошкольникам в совершенствовании речевых умений и навыков.