Елена Мельникова
Консультация для воспитателей и родителей «Как определить леворукость ребенка»
▼ Скачать
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. Чаще всего это обусловлено трудностями при формировании у левшей навыков письма, чтения и счёта, связанными с нарушением или недостаточным развити-ем зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. Отмеченные изменения возникают или усиливаются в результате неквалифицированного подхода к данной проблеме, переобучения левшей для выполнения действий правой рукой. Нередки случаи, когда, не получая должного внима-ния и помощи в массовом саду или школе, где процесс обучения строится на правшах, левши становятся воспитанниками коррекционных учреждений. К счастью, за последнее время интерес к изучению особенностей детей с латеральным предпочтением левой руки не только не угас, а напротив, стал более актуален. На современном этапе развития об-щества изучение с помощью нейропсихологического анализа трудностей, возникающих у маленьких левшей, позволило разработать учёным адекватный подход к пониманию данного вопроса. В продаже появляются развивающие тетради, прописи, ножницы и даже ручки для левшей. Существующие методические рекомендации по разработке и проведению соответствующих формирующих занятий дают возможность детям не только догнать своих сверстников, но и доказать всем вокруг свои специфические особенности и уникальность.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Как определить леворукость ребенка“» размещена в разделах
Диагностика леворукости
(тестирование по М. Г. Князевой и В. Л. Вияьдавскому)
Правила проведения
Ребёнок не должен знать, что вы его обследуете. Предложите ему просто поиграть.
Это должна быть игра по правилам. Педагог должен сидеть строго напротив ребёнка. Все пособия кладут перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от обеих рук. Все последующие пособия должны быть удалены от ребёнка, чтобы он не отвлекался на них.
Во всех заданиях ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.
Однократное тестирование не даёт чётких результатов, необходимо динамическое обследование.
1. Рисование.
Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он захочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить его, подбодрить: «Я знаю, что это трудно — нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». В этом задании сравнивается качество выполнения рисунка. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более чёткие, пропорциональные, линии более ровны, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий. Кроме того, следует обратить внимание на то, как ребёнок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно, сильно ли напряжён при выполнении задания, правильно ли сидит.
2. Открывание небольшой коробочки.
Задание: «Найди (любой предмет) в одной из коробочек». Ребёнку предлагается несколько коробков, что бы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Ведущей считается рука, которая открывает и закрывает коробочки.
3. Построй колодец из папочек.
Сначала из палочек строится четырёхугольник. Затем выкладываются последующие ряды. Ведущая рука — которая используется более активно.
4. Игра в мяч.
Нужен небольшой мяч, который можно бросать овить одной рукой.
Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком и предлагается бросить его педагогу. Задание повторить несколько раз. Можно предложить бросить мяч в корзину, ведро и др.
5. Вырезание ножницами рисунка по контуру.
Ребёнку предлагается вырезать ножницами какую-то фигуру или предмет. Можно использовать готовый рисунок или открытку. Ведущая — более активная рука, причём это обязательно та рука, в которой ребёнок держит ножницы, т. к. ножницы могут быть неподвижны, открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вырезание может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют руке ребёнка.
6. Раскладывание карточек лото (карт)
Карточки стопкой кладут на середину стола. Все карточки (10-15 шт.) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, ведущей) — их раскладывать. Инструкция: «Возьми все карточки в одну руку, другой рукой разложи их перед собой».
7. Нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.
Ведущая та рука, которая совершает активные манипуляции, в отличие от вспомогательной функции.
8. Выполнение вращательных движений.
Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов (баночек, пузырьков) с завинчивающимися крышками или заводные игрушки. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребёнок может держать пузырёк за крышку, а крутить сам пузырёк.
9. Развязывание узелков.
Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины.
Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, т. к. развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребёнок использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.
10. Постройка из кубиков.
Ведущая рука укладывает и поправляет кубики при построении модели.
При складывании кубиков чаще пользуются обеими руками. Можно продублировать задание, предложив ребёнку конструктор или мозаику.
Оценка результатов.
При выраженном предпочтении левой руки ставят знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребёнок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставят в графу «Обе руки». При диагностике леворукости следует учитывать данные о семейной леворукости.
Если вы получили более 7 плюсов в графе «Левая рука», то ребёнок, скорее всего, леворукий, поскольку данная методика — предварительное определение возможной леворукости. Точно покажет более детальное нейропсихологическое обследование.