Нина Ефремова
Консультация для воспитателей «Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Создано: 07.11.2020 | Автор: Ефремова Нина Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Центр образования №51»,детский сад села Алешня, Тульская область, Ленинский район.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :
«Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах (младшей и средней)
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Подвижные игры в течение дня : как их разнообразить»
Вторая младшая группа
Особенности подвижных игр детей 4-ого года жизни.
В младших группах наиболее часто используются:
1. сюжетные игры (от них чаще всего исходят ролевые наименования игр («Кот и мыши», «Наседка и цыплята»). Они определяют игровое поведение детей;
2. простейшие несюжетные игры типа «Ловишки»;
3. а также игры-забавы.
Основным содержанием является воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта, различных видов предметной деятельности людей. В играх появляются задания, связанные с узнаванием и запоминанием предметов, форм (кубы, кружки, квадраты). Задания на различения основных цветов («Цветные автомобили», «Бегите к флажку», звуков («Угадай, кто кричит»).
Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т. д. Важно научить их действовать по сигналу, подчиняясь простым правилам игры. Успешность проведения игры зависит главным образом от воспитателя, он должен заинтересовать ребят, дать образцы движений. Большинство подвижных игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли. В одних случаях все дети берут на себя одинаковую роль и выполняют одни и те же игровые действия («Трамвай»). В других же выделяется одна ведущая роль (кот, а все остальные дети выполняют другую, общую для них роль (мыши). Ребёнок, выполняющий роль ведущего понимает возложенную на него задачу (поймав зайца, волк останавливает его, ведёт его к себе в дом и продолжает ловить других зайцев). Исполнение ведущей роли нередко берёт на себя воспитатель. В подвижных играх детей 4-ого года встречаются довольно таки сложные движения (взобраться на кубики и присесть на них, а потом сойти и подползти под верёвочку) и сочетание разных движений (бросить мячи вдаль, догнать и взять их; подпрыгнуть, стараясь поймать комара). Участвуя в играх со сложным содержанием, дети играют каждый сам по себе, добиваясь только личного результата. Подвижная игра ещё не всегда является по-настоящему совместной игрой группы детей. В этой группе широко применяются игры с пением и рифмованным текстом. В таких играх можно добиваться общности и одновременности действий детей.
Подготовка к игре воспитателя и детей имеет большое значение для успешного её проведения. Важно предварительно ознакомить с условиями предстоящей игры в том случае, если эти условия новы и неизвестны.
Готовясь к игре, воспитатель обдумывает ход игры, расположение и возможные перемещения детей по площадке, распределение ролей и т. д., готовит игровой материал. Чтобы игра прошла успешно, воспитатель заранее знакомит детей с повадками животных и птиц, действующих в данной игре: читает рассказы, показывает картинки и рисунки, организовывает наблюдения (как прыгает воробей, как качаются деревья во время сильного ветра, разучивает текст стихов которые применяются в игре.
Воспитатель подготавливает место для подвижной игры и физкультурный инвентарь, игрушки и атрибуты; привлекает к этому детей.
Стараясь вызвать у детей интерес к игре, привлечь их к участию, воспитатель может встретиться с таким явлением: ребёнок отказывается играть, так как ему не дали ответственную роль. Зная таких детей в группе, воспитатель заранее привлекает их к подготовке игры: даёт поручение принести или разложить кубики, раздать ленточки, проверить у всех ли есть необходимые ленточки и т. д. Дети с удовольствием участвуют в этой деятельности, что потом помогает воспитателю включить их в игру. Желательно предварительно подготовить какой-нибудь сюрприз: смешная или заводная игрушка, весёлая музыка.
Выполнение правил. Основными требованиями являются воспитание умения действовать сообща, сдерживать себя, начинать и заканчивать действия по указанию и в соответствии с сюжетом игры, двигаться определённым способом и в заданном направлении, обращать внимание на образность движения (кошка просыпается, потягивается, мяукает).
Систематическое повторение подвижных игр ведёт к совершенствованию и закреплению необходимых навыков. Развитию легкости и непринуждённости передвижения в коллективных играх, хорошей ориентации в игровой ситуации, умения быстро и осмысленно действовать в ответ на действия других играющих. Но при повторении игра должна несколько видоизменяться или усложняться. Игру можно усложнить, добавив новые детали в правила, повысив требования к более точному их выполнению (не пройти, а пробежать, не перешагнуть, а перелезть, изменив темп движения (быстро ехать на трамвае или очень медленно пройти по узенькой рейке, условия игры (расставить стульчики-домики по всей групповой комнате, вместо кружков использовать обручи).
Одну и ту же игру без изменений повторяют не более 2-3 раз подряд, иначе она наскучит детям. Затем можно вернуться к какой-нибудь известной игре. И только после этого стоит снова повторить первую игру, сначала не внося в неё никаких изменений, а потом усложнив её содержание и правила.
Руководство игрой. Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи, подчёркивает характерные черты движения каждого из них. Объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Малышей воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры.
В начале года развёртывание игровых действий часто сопровождается пояснениями взрослого, последовательно раскрывающего сюжет игры. Чаще всего это происходит при объяснении новых игр. Позже становится возможной игра, которой предшествует объяснение воспитателем сюжета и правил. При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращённую к воображению ребёнка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Приведём пример рассказа к игре «Воробушки и автомобиль».
Дети садятся на стульчики, и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых и зёрнышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды появился большой красный автомобиль и загудел «би-би-би», все воробушки должны лететь в гнёздышки».
Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя и роль воробушка и роль автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зёрнышки и приговаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи».
Для детей 4-го года имеет значение воображаемая ситуация игры. Например: кролики терпеливо сидят в клетках-кружочках, считая, что они заперты на замок, до тех пор, пока сторож не подойдёт и не откроет их, постучав палочкой по полу.
В этой возрастной группе необходимо требовать и добиваться от детей чёткого и точного выполнения условий и правил игры. Специально надо обратить внимание на выполнение условий игры, связанных с повышением требованием к пространственной ориентировке детей. Они должны уметь находить своё место в игровом построении (занять определённое место в вагоне трамвая, в поезде, спрятаться в своей норке). Постепенно детей приучают в играх не тесниться, располагаться по всей площади зала или участка, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга, не сужать во время хороводной игры круг и т. д. Играя с младшими детьми, воспитатель действует наравне с детьми, нередко выполняя главную роль. Постепенно с накоплением двигательного опыта растёт умение ориентироваться в пространстве. Воспитатель поручает ответственную роль уже не только наиболее энергичным и сообразительным детям. Побуждая активность детей, воспитатель спрашивает у них, кто хотел бы сыграть главную роль. Поощряя желание быть ведущим, он старается соблюдать очерёдность назначения детей на роли, активизирует тихих, стеснительных, помогает им справиться с ролью.
Непосредственное участие воспитателя в подвижной игре усиливает её эмоциональность, способствует установлению дружеских контактов между воспитателем и детьми и развитию положительных коллективных взаимоотношений детей.
Указания к организации. Подвижные игры проводятся ежедневно. Продолжительность их колеблется от 6 до10 минут. Она зависит от содержания и характера игры, условий е ё проведения, количества играющих и т. д. Подвижные игры проводятся в разное время дня. Утром до завтрака лучше проводить индивидуальные или малогрупповые игры спокойного характера. Нецелесообразна активная двигательная деятельность сразу после завтрака. Перед занятиями, требующими усидчивости и концентрации внимания, воспитатель поощряет подвижные игры со средней интенсивностью движений. А перед физкультурным или музыкальным занятием рекомендуются спокойные игры. Зато после занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные подвижные игры с правилами и игровые упражнения с активными движениями (с бегом, прыжками, ловлей и бросанием мяча и т. д.). Они проводятся как с частью группы, так и со всей группой.
Наиболее организованно, с активным участием большого количества детей проходят игры после таких занятий как рассматривание картинок, повторение стихотворений, занятия со строительным материалом. В это время можно давать игры новые, требующие от детей внимания, с более сложными заданиями (так как дети могут активно и охотно включаться в игру).
После сложных занятий, требующих от детей усиленного внимания, сосредоточенности (развитие речи, ФЭМП, лучше не давать детям новых игр, целесообразнее проводить уже знакомые игры.
В дни музыкальных и физкультурных занятий подвижные игры подвижные игры проводятся чаще во второй половине утренней прогулки.
Для вечерней прогулки подходят любые подвижные игры. Следует помнить, что дети 4-ого года жизни очень любят играть одни или со взрослым. Детям нравится демонстрировать воспитателю свои успехи в движениях.
Средняя группа
Особенности подвижных игр детей 5-го года жизни. Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей жизни. Двигательная активность детей в играх во многом обусловлена запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением совместно выполнять движения, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность.
Усложняются взаимодействия детей в игре. Включаются игры с ловлей и увёртыванием («Гуси-лебеди», «У медведя во бору»). Результаты некоторых игр зависят от согласованных действий двух или нескольких детей («Найди себе пару», «Пилоты», умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересами товарищей. Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры.
Большинство игр имеют развёрнутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего. Как правило, выделяется только одна ведущая роль. Правда, изредка её могут выполнять двое-трое играющих. Так, к концу года в игре «У медведя во бору» ловить убегающих детей могут два медведя.
В среднем возрасте выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребёнка. Он старается выполнить роль ответственно, подчиняясь правилам (кошка старается поймать как можно больше птичек). Возможность двигательной импровизации в рамках игровой роли активизирует играющих, вносит в игры веселье.
Часть игр для средней группы не имеет сюжета и ролевого образа. Эти игры предусматривают индивидуальные действия ребёнка направленные на достижение определённого результата. Правила таких игр обычно определяют способ выполнения движения, в них может быть внесён элемент соревнования, стимулирующий качественное выполнение движения. («Сбей булаву», «Школа мяча»).
Подготовка к игре в средней группе не имеет каких-то специфических особенностей. К приготовлению пособий материалов воспитатель широко привлекает детей. Воспитатель равномерно распределяет обязанности по подготовке к игре среди всех детей. Участие в подготовке к игре у малоактивных, застенчивых детей вызывает желание играть.
Если предстоит разучивание новой игры, в которой встретятся малознакомые детям персонажи, желательно подвести детей к игре путём беседы, загадки, показа необходимой игрушки, организованного в природе наблюдения, которое поможет детям лучше представить себе образ и отразить его действия.
Руководство игрой. Существенное значение имеет объяснение игры. Воспитатель сообщает название игры, излагает её содержание, объясняет правила. Объясняя игру, он подчёркивает смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений (куры быстро-быстро взбираются на насест, чтобы лиса не успела их схватить). Надо раскрыть только самое главное. Объяснение должно быть кратким, чётким, проходить живо. Объясняя игру впервые, воспитатель или сам показывает движения, которые могут затруднить их, или выбирает для этого кого-либо из детей.
Очень важно убедиться, что дети правильно поняли условия игры и хорошо представляют себе двигательное содержание. Необходимо уточнить, правильно ли понял свою роль ведущий (не ловить за пределами дома и т. п.).
В средней группе воспитатель только изредка выполняет роль ведущего. В течение года он приучает всех детей быть ведущими. Выделяя детей на роль ведущих, воспитатель учитывает особенности каждого ребёнка. Например, тихому, застенчивому воспитатель не поручает сразу роль волка или медведя, которая требует решительности и быстроты действий. Неумение хорошо выполнить игровое задание, предусмотрено ролью огорчает ребёнка, снижает его интерес к игре. Такому ребёнку воспитатель доверяет вначале более простую роль, в которой он отвечает главным образом за свои действия: зайка в игре «Зайка серый умывается» или является одним из ведущих в целой группе (конюхи в игре «Лошадки»). Но к концу года все должны справляться с любой ролью.
Это особенно важно в связи с тем, что в выборе ведущего начинают участвовать сами дети. Например, выполнивший роль ведущего выбирает по окончании игры следующего ведущего. Можно выбирать детей на ответственные роли и посредством считалок. Дети быстро запоминают считалки и пользуются ими самостоятельно. В средней группе лучше пользоваться считалками, текст которых понятен детям и в которых нет необходимости делить слова на слоги. Дети становятся в круг, а воспитатель, или хорошо знающий считалку ребёнок или все вместе дети чётко произносят слова короткого стихотворения, скороговорки или другого текста, указывая рукой поочерёдно на играющих.
В процессе игры воспитатель следит за действиями играющих. При необходимости делает замечания нарушающим правила, иногда подсказывает растерявшемуся ребёнку ход игры. Ни в коем случае нельзя в подвижной игре злоупотреблять указаниями и требованиями в отношении точности и правильности движений – это снижает эмоциональность игры, активность её участников.
Выполнение правил. Всё большее место начинают занимать игры, в которых действия персонажей отвечают реальной действительности и определяются правилами игры. Ребёнок осознает правило и действует, подчиняясь ему.
Правила в подвижных играх для детей средней группы несколько усложняются. Вводятся ограничения движения – ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др. Воспитатель добивается обязательного и более точного выполнения правил. Иногда даже останавливает игру, чтобы на примере показать, в чём состоит неправильность действий детей.
В средней группе можно закончить игру анализом выполнения правил и общей оценкой игры. Но надо остерегаться формальности такой оценки. Нужно дать детям возможность самостоятельно поделиться впечатлениями об игре, о выполнении той или иной роли. Такой откровенный разговор побуждает детей высказаться о своих действиях и действиях других детей. Воспитатель тактично направляет высказывания детей, поясняя правильность или неправильность их, пресекая жалобы, проявления зазнайства, поощряя неуверенных в своих силах.
Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых. Надо, чтобы дети усвоили и полюбили проводимые с ними игры, чтобы к концу года хотя бы у некоторых появилось умение самостоятельно организовывать их с небольшой группой сверстников.
Воспитатель повторяет с детьми одну и ту же игру на 2-3 занятиях, а затем через некоторое время снова возвращается к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры. Видоизменять формы организации детей.
Указания к организации. Подвижные игры проводятся ежедневно в разные периоды дня. Продолжительность игры примерно 8-12 минут. Подбор игр в средней группе подчиняется тем же указаниям, что и во второй младшей группе. Разнообразие видов самостоятельной деятельности детей, появление устойчивых интересов к определённым видам деятельности повышает требования к организации подвижных игр для детей 5 –го года жизни. Воспитателю необходимо выбирать подходящие моменты для предложения поиграть. Можно, не нарушая хода сюжетной игры, в качестве её составной части организовать подвижную игру.
Воспитатель организует подвижные игры как для подгруппы детей, так и для всех детей одновременно. Такие игры лучше проводить во время прогулки. Это подвижные игры с правилами, построенные на выполнении действий одновременно всеми играющими («У медведя во бору», «Зайцы и волк»).
Для индивидуальных игр ребёнка с воспитателем наиболее подходящи игровые упражнения и игры с игрушками («Подбрось – поймай», «Кольцеброс», «Кегли»). В этих играх воспитатель обращает внимание на качество выполнения движений, осуществляет индивидуальную подготовку детей.
Литература:
1. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. М., «Просвещение», 1978. 287с.
2. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для учащихся дошкольных отд-ний пед. училищ. Изд. 2-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1976.
3. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт. - сост. Э. Я. Степаненкова. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-144с.