Першанина Ольга Александровна
Консультация для воспитателей «Что же должен знать об этикете будущий воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же должен знать об этикете будущий воспитатель?
Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений и характеризуются уважением к окружающим и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.
Этикет, являясь частью поведенческой культуры, вобрал в себя все поведенческие правила, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим, быть приятным для людей, как в общении, так и в любом совместном действии.
Публикация «Консультация для воспитателей „Что же должен знать об этикете будущий воспитатель“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сейчас хотелось бы поговорить о различии между социальной и этикетной нормами поведения. Норма поведения - это узаконенный порядок действий, признанный обязательным. Она конкретизируется в правилах поведения, т. е. в предписаниях, как действовать и поступать в каждом конкретном случае. Соблюдая, например, такую норму поведения, как стремление не мешать окружающим людям своими действиями, мы
выполняем следующие правила: не кричать в общественных местах, не включать на всю мощь аудиотехнику, не толкаться, не ходить в грязной одежде и т. п. словом, действовать так, чтобы соблюдать вышеупомянутую норму.
Социальные нормы появились с возникновением общества. Человек - существо общественное, он не может жить вне общества, поэтому ему необходимо вести себя так, чтобы быть полезным обществу и принимаемым им. С развитием интереса к человеческой личности в эпоху Возрождения появились такие этикетные нормы поведения, которые демонстрировали уважение к человеку и настраивали на приятное общение. Они основывались на том, что носитель такого поведения должен и хочет нравиться окружающим. Иными словами, социальная норма дает человеку возможность жить в обществе; этикетная норма, будучи социальной, еще и способствует приятной жизни в обществе, приносящей удовлетворение и радость носителю такого поведения и окружающим людям.
Этикет как органическая часть поведенческой культуры является порядком поведения, установленным обществом или социальной группой. Разные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, внося особенный колорит в общепринятые поведенческие принципы. Этикет играет в жизни современного общества весьма важную роль. Выполняя ряд функций регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную. Учитывая их, воспитатель имеет возможность осознанно строить свое профессиональное поведение. Он может создать благоприятные для общения условия, а это весьма важно, поскольку они способствуют успешному воспитанию детей и налаживанию отношений с родителями на основе уважения к себе, а следовательно, повышению авторитета педагога.
Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образовательного уровня, полоролевых установок. Соблюдение этикета дает воспитателю возможность учесть все эти различия и повести себя в каждом конкретном случае таким образом, чтобы наиболее эффективно влиять на воспитание детей.
Знание этикета помогает понять, как целесообразнее вести себя среди людей определенной социальной группы, как поступить в сложившейся ситуации, как строить отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми.
Изучая содержание и сущность этикета, пришли к выводу, что в основе этикетного поведения, всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является его необходимым условием. Порядок и эстетичность поведения влияют на состояние самого общества и дают дополнительный и обширный материал к его изучению. Именно поэтому, говоря студентам о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, мы выделяем три основных поведенческих критерия: вести себя правильно, нравственно и эстетично в соответствии с принятыми в обществе порядком поведения, нормами морали и эстетическими нормами. Эти критерии определяются общественно экономическими условиями и социальным положением человека.
Приведенная далее схема наглядно показывает взаимодействие важных общественных явлений, отражающих поведение и влияющих на него. Чтобы решать эти задачи профессионально, будущему педагогу следует четко представлять структуру современного этикета : его формы, виды и разновидности.
По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. От того, как и что человек говорит, зависят его деловые и личностные контакты.
Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. В. А. Сухомлинский, отмечая огромное значение слова педагога, писал, что «искусство воспитания включает в себя, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу». Не умея определить допустимость тех или иных профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законы ораторского искусства, или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек рискует попасть в смешное и неприятное положение, вызвать недоумение и раздражение окружающих. Например, распространено такое выражение: «Я извиняюсь». По сути, оно демонстрирует стремление человека извиниться за причиненные другим неудобства и т. п., но по форме означающее: «Я себя сам извиняю за причиненные вам неприятности, а уж вы как хотите».
Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, демонстрирующие уважительное отношение к окружающим. Как человек сидит, стоит, ходит, ведет себя за столом, подносит цветы и подарки словом, все его действия и поступки характеризуют его или как хорошо воспитанную личность, владеющую поведенческой культурой, или, наоборот, недостаточно подготовленную к жизни в современном обществе.
Итак, как видно из схемы, этикет можно разделить на деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистантного общения, телефонного разговора, письма и др. в соответствии с той ситуацией, в которой оказывается человек. Это разделение условно, так как правила этикета существуют не в отдельности, а в неразрывной совокупности. В профессиональной деятельности педагога соблюдаются правила всех форм, видов и разновидностей этикета, проявляющиеся в самой тесной связи. Этикет помогает во всех сложных ситуациях, являясь руководством к действию. Человечество выработало огромное множество поведенческих правил, но все они в основе своей строятся на принципах современного этикета, т. е. на его основных положениях. Мы определили эти принципы на основе анализа ряда работ, освещающих сущность этикета.
Во-первых, целесообразность соблюдения правил этикета. Каждое этикетное правило строится на разумности и необходимости его соблюдения. Например, перебивая собеседника, мы не только проявляем себя плохо воспитанным человеком, но упускаем нить его размышлений и способность понять то, о чем он говорит, возможно, очень нужное и полезное для дела и для себя лично. Следовательно, неразумно перебивать собеседника, что и является важным правилом речевого этикета.
Во-вторых, в основе любого поведенческого правила лежат требования морали. Среди множества нравственных позиций, лежащих е основе этикета и пронизывающих поведение культурного человека, выделяются две основные: стараться не ставить людей в неудобное положение; поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
В-третьих, при соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность поведенческих манер.
В-четвертых, следует помнить: в этикете нет мелочей. Нельзя считать себя профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид (цветовое сочетание деталей костюма и обуви, аксессуары, прическа, косметика и др.). Дырка на колготках, мятая одежда, стоптанные тапочки, неприбранные волосы, плохо наложенная на лицо косметика и т. п. все это свидетельствует о небрежности человека в отношении к окружающим людям.
В-пятых, необходимо все делать красиво, тем самым, способствуя возникновению эстетического наслаждения как своего, гак и окружающих. Мы убеждены, что необходима постоянная работа над собой в этом направлении, поскольку эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения.
В-шестых, необходимо проявлять уважение к национальным обычаям и традициям разных народов. Соблюдение этого принципа, на наш взгляд, особенно актуально в современном российском обществе из-за опасности возникновения и разжигания межнациональных конфликтов, могущих привести к гражданской войне. Формирование отношения к людям разных национальностей начинается в детском возрасте, и внедрение в сознание педагога данного принципа этикета способствует его основательной и продуманной работе с коллективом воспитанников, который подчас является многонациональными.
Исходя из всего вышесказанного, еще раз подчеркнем огромное значение этикета в жизни современного общества. Этикет общественное явление. Он имеет четкую структуру, определяется социально - экономическими, политическими и культурными особенностями общественного развития, связан с его политическими, нравственными и эстетическими воззрениями. Но этикет также имеет огромное значение для каждой отдельной личности. Зная общепринятые поведенческие правила, владея поведенческой культурой, личность приобретает внутреннюю свободу в выборе тех или иных поступков, действий и слов и, наряду с другими людьми, становится творцом общественного поведения.
Одна из основных задач педагога формирование разумного сочетания чувства свободы и необходимости. К сожалению, акцент на свободу в ущерб ответственности и гражданским обязанностям приводит, как отмечал Б. Т. Лихачев, к потере духовности, пренебрежению дисциплиной, разгулу анархии, демагогии, вседозволенности, нежеланию трудиться, безнаказанности, погоне за наживой, росту преступности, в том числе среди подрастающего поколения. Изучая этикет, осознанно воспринимая его целесообразность и необходимость, человек идет по пути совершенствования не только своего поведения, но и мировосприятия, развивает свое нравственное отношение к действительности и людям.
Такое значение этикета доказывает необходимость его знания и соблюдения внутри социума, особенно людьми, избравшими своим профессиональным делом педагогическую профессию.