наталия денисова
Консультация для воспитателей «Алгоритм работы с детьми по творчеству писателя»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательного – речевого развития детей №15 «Радость»
Консультация для воспитателей.
«Алгоритм работы с детьми по творчеству писателя»
Подготовила:
Ст. воспитатель
Денисова Н. С.
2014г.
В. Г. Белинский
«Читать дурно выбранные книги
для детей хуже и вреднее,
Публикация «Консультация для воспитателей „Алгоритм работы с детьми по творчеству писателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
чем ничего не читать»
Музыкально-эстетическое
I. Группа задач направленная на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус.
Конкретно для раздела «Художественная литература»
…приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений.
II. Группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств, развитие словесного
Конкретно для раздела «Художественная литература»
…Учить детей эмоционально и выразительно передавать содержание текстов, читать наизусть стихотворения, участвовать в драматизации. Развивать выразительную литературную речь. Развивать способность определять произведения различных жанров.
Жанры:
1. Малые жанры
Колыбельные, потешки, прибаутки, заклички (календарный фольклор, игровые припевы, приговоры, сговоры, считалки, скороговорки, дразнилки, пестушки, пословицы, поговорки и тд.
Пестушки:
Потягушеньки, потягушки
Поперек толстонушки
А в ножки ходонушки,
А в ручки хватушки
Ав роток говорок
А в голову разумок.
Сговорки появляются, когда играющим надо разделиться на две партии.
«Наливное яблочко или золотое блюдечко»
«Конь вороной или сбруя золотая»
Пословицы – это краткое, мудрое народное изречение, содержащее поучительный смысл, она является всегда законченным предложением, законченным суждением.
Например: Не в свои сани не садись.
Поговорка – это яркое, бойкое, меткое народное выражение, которое является частью предложения, частью суждения, дает оценку событию или поступку человека.
Например: Палец в рот не клади.
2. Былины
3. Сказки
1) Сказки о животных.
В них отражен свой круг героев. Каждый из них наделен присущими только ему одному чертами: лисица – всегда хитрая, ловкая; волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.
2) Герои бытовых сказок – крестьянин, солдат, сапожник живут в реальном мире и борются с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужд учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму, смелости.
3) Волшебные сказки – Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждая врагов, спасая друзей. Их враги – это нечистая сила, поэтому победа над ней это победа, утверждающая человеческое начало.
4. Рассказ
5. Повесть
6. Поэма
7. Статья
8. Роман
9. Очерк
10. Заметка
11. Сонеты и тд.
Этапы организации работы по авторскому чтению.
I. Выбор автора произведений для углубления работы.
Выбор автора зависит:
a) От даты рождения (или круглой даты)
b) От количества изучаемых произведений.
II. Когда выбор уже сделан, начинается непосредственная работа по изучению творчества автора.
1) Внесение портрета
2) Знакомство с его биографией (очень коротко)
3) Определение идейной направленности каждого автора.
Например: А. Л. Барто говорила: «Нравственная роль детской поэзии велика еще и потому, что стихи воспринятые в детстве остаются в сознании человека как заповеди на всю жизнь»
Это высказывание не случайно. Все творчество А. Л. Барто объединено проблемой нравственности, и о чем бы она не писала – об «игрушках» или о «Вовке доброй душе», о «Жадном Егоре»- всегда ее волновало, какими вырастут дети; каждым стихотворением она стремиться привить ребенку представление об истинных ценностях.
Патриотичность, гуманистическая направленность стихотворений С. В. Михалкова в один ряд с лучшими произведениями детской литературы. «Дядя Степа», «А что у вас?»
Темой «счастливого детства» пронизаны произведения С. Я. Маршака: «Мяч», «Усатый полосатый», «Круглый год», «Детки в клетке». Этой темой объединены все основные проблемы: проблемы ребенка в коллективе, отношения детей и взрослых, природ ы и нравственности. В стихах С. Я. Маршака дети любознательны, активны, дружелюбны и раскованы. Они увлеченно играют («Мяч», «Усатый полосатый», охотно участвуют в делах старших («Праздник леса», «Круглый год», готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Про гиппопотама»).
4) Чтение художественных произведений (слушание грамзаписи, аудио-записи).
5) Беседа по содержанию произведений.
6) Объяснение непонятных слов.
7) Работа над специфическим словарем:
Объяснение и заучивание эпитетов и сравнений
Учить детей замечать интересные определения образов
У К. И. Чуковского «слониха - щеголиха», комар- победитель, «таракан-козявочка букашечка». У А. Л. Барто «ревушка - коровушка», «Вовка – добрая душа».
Заучивание правил
Осособенно много правил встречается в произведениях К. И. Чуковского, А. Л. Барто :
«Давайте же мыться,
Купаться…
Всегда и везде вечная слава воде!»
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто,
Чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист!»
«Надо, надо, умываться
По утрам и вечерам,
А не чистым трубочистам
Стыд и срам!»
«Все равно его не брошу –
Потому что он хороший!»
«Ты не бойся темноты:
В темноте не виден ты!»
Выделение из текста юмористических эпизодов
«Вышка с вышки прыгать хочет!»
«сядьте на пол, вам товарищ, все равно»
8) выставка книг автора. Рассматривание иллюстраций к произведениям.
Например, при чтении русских народных сказок можно рассмотреть иллюстрации Е. Рачева и Ю. Васнецова. Так, Е. Рачев наделял своих героев характерами людей (очеловечивал)
9) Подготовка к драматизации:
1. этап – чтение произведения
2. этап – работа над интонацией
3. этап – работа над диалогом
4. этап – над выразительностью движений
5 этап – отработка отдельных эпизодов
10) продуктивная деятельность: драматизация (дети могут драматизировать сами; могут использовать фигуры, изготовленные разными способами: аппликацией, лепкой, игрушки из бросового материала)
1 вариант – драматизация полного произведения
2 вариант – восстановление произведения по элементам
Сопутствующая деятельность:
a) Рисование запомнившихся героев (ст. дошкольный возраст, с целью передачи выразительности образа;
b) Составление альбомов из рисунков «Любимые герои», «Герои произведений» А. Л. Барто и др.
c) В лепке (Для настольного театра)
d) Аппликация (изготовление книжек-малышек; для настольного театра; изготовление масок, декораций для драматизации)
Все эти виды работ воспитатель планирует в разделе «Авторское чтение».
III. Заключительным этапом работы по авторскому чтению является итоговое занятие. Оно может проводиться в виде: игры КВН, викторины, олимпиады, игры – путешествия и тд.
Структура занятия:
1 часть – обобщение знаний
Цель: выявить знания детей произведений автора.
В этой части занятия могут использоваться следующие виды заданий:
- «Перечисли героев»
- «Догадайся, чьи предметы» (предметы могут быть натуральные, в виде «зашумленных рисунков»)
- «Узнай произведение по вступлению или заключению, по отрывку»
- «Угадай произведение по иллюстрации»
- «Узнай главного героя» по его песенке, по крылатой фразе, по описанию героя, по диалогу
Например: по песенке колобка;
«Ах ты гадкий, ах ты грязный
Неумытый поросенок!»
«Я – умывальников начальник
И мочалок командир!»
- «Доскажи словечко»
- «Путаница»
- «Угадай главного героя; название сказки» кроссворд, ребус
2 часть
Цель: выявление знаний детей о биографии автора, об основной идее произведения, о предпочитаемом жанре; узнавание портрета автора
Какими словами можно охарактеризовать главного героя?
Какие пословицы подойдут к описанию характера этого героя?
В каких сказках встречаются такие же герои?
Что произойдет, если….
3 часть
Цель: выявление знаний произведений автора и использование их в СХД.
Какие произведения нравятся, и докажите почему?
Кого из героев ты хотел бы изобразить?
Правила драматизации
Правило индивидуальности
Драматизация – это не просто пересказ той или иной сказки. Поэтому здесь нет четко очерченных ролей. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Правило всеобщего участия
В драматизации участвуют все дети.
Правило свободного выбора
Каждое произведение проигрывается неоднократно. Оно повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов
Кого бы вам хотелось показать?
Что ты хочешь делать?
Что чувствует твой персонаж? Какой он?
Что тебе мешает в этом? Кто поможет сделать это?
Атрибутика к драматизации помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше «почувствовать» своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети ее изготавливают сами.