Любовь Борисова
Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка к условиям общественного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приёма детей в детские учреждения.
Мы, воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребёнка к условиям общественного воспитания.
В. А. Сухомлинский писал: «… твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка». Эти качества души должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.
Публикация «Консультация для воспитателей „Адаптация ребёнка к условиям общественного воспитания“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего, надо помнить, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменившимся условиям среды несовершенна, вследствие чего малыш подвержен различным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского учреждения. Особенно подвержены заболеваниям те малыши, которые только что поступили в детский сад. Группа детского сада – это множество контактов, более неблагоприятная среда и, если организм ребёнка не закалён, он быстро может заболеть. Поэтому родители должны закаливать ребёнка до прихода в детский сад. Воспитатель, со своей стороны, должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать каждого малыша на прогулку, не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки.
Как правило, только к полутора годам некоторые дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи дети, нередко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения.
Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания.
К 1,5 – 2 годам некоторые дети могут есть самостоятельно. Однако дети 2- 3 года жизни не умеют сами есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приёма пищи, опрятности, гигиены.
В первые годы жизни ребёнка происходит бурный темп их физического и психического развития. И этот темп накладывает отпечаток и на физическое состояние ребёнка, и на его поведение. При поступлении ребёнка в детский сад воспитатель должен учитывать эту особенность. Иначе, если условия развития и воспитания ребёнка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т. п. задача воспитателя заключается в том, чтобы предотвратить негативные явления, создать условия для нормального поступательного развития ребёнка.
Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее.
Психическое развитие происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняются, совершенствуются. На протяжении первых лет жизни меняется и характер действий с игрушками. Дети второго года жизни с большим удовольствием занимаются разборными игрушками: разбирают и собирают пирамидку и т. д. дети третьего года жизни действуют с предметами более разнообразно. Воспитатель должен знать потребности и возможности детей в организации игровых действий. Например, трехлетнего ребёнка, если он расстроен, можно занять инерционной игрушкой: играя с ней, он отвлечётся от беспокоящей мысли об отсутствующих родных.
Эмоции детей первых лет жизни характеризуются неустойчивостью. Ели ребёнок сыт, ухожен и содержание деятельности, в которую он включён, его удовлетворяет, он спокоен, активен, улыбается. Резкое изменение условий жизни может вызвать у него испуг, слёзы. Следует иметь ввиду, что маленькие дети эмоционально заражены. Плачущий ребёнок может вызвать плач и у остальных детей. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Поэтому у воспитателя должен быть спокойный, ровный настрой, который благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Раздражение, дурное расположение духа как бы передаётся и детям. Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния ребёнка является их занятость. Разумная занятость ребёнка – одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения. Отрицательное эмоциональное состояние выражается у детей не только плачем, но и рядом беспорядочных движений рук и ног. Достаточно бывает заинтересовать его игрушкой, рассказом, чтобы он успокоился и даже начал смеяться.
Дети первых лет жизни быстро утомляются, что ведё т к различным изменениям в их поведении: появляются признаки негативного отношения к взрослым, к детям. Поэтому обязательным условием предупреждения переутомления является организация режима дня. Принимая ребёнка в группу, следует интересоваться, сколько и как он спал дома, в соответствии с этим вносить необходимые изменения в его режим. Переутомление может способствовать возникновению невроза. В новой обстановке ребёнок чувствует себя напряжённее, скованнее, не может сориентироваться, что ему делать, как поступать в новых условиях, не засыпает, отказывается от еды, выходит из режима. Ребёнка может напугать большое количество взрослых и детей в группе, громкий голос няни, резкие звуки и т. д. Он «застывает», становится бездеятельным, плаксивым. Поэтому речь воспитателя должна быть чёткой, эмоционально выразительной, негромкой, грамматически правильной.
В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка. Воспитатель должен выяснить, на сколько ребёнок понимает то, о чём с ним говорят, каков словарный запас, как он умеет пользоваться словами при общении со взрослым, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный контакт воспитателя с ребёнком, затрудняется взаимопонимание, уменьшается возможность расширения ориентировки ребёнка в окружающем. Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребёнка говорить.
Не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. в возрасте 2-3лет ребёнок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в период привыкания малыша к жизни в детском саду. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребёнка, воспитатель должен побеседовать с родителями, посещать ребёнка на дому, наблюдать за новеньким в разные отрезки дня и в разных ситуациях. Это поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.
Каковы же причины индивидуальных различий детей? это различия в условиях жизни детей и их воспитании. Ведь именно условия жизни и воспитание определяют развитие ребёнка и являются его движущими силами. Не следует забывать, что на поведение и развитие маленького ребёнка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переносят разлуку с близкими. На поведение детей накладывает отпечаток и состояние нервной системы ребёнка. Вот поэтому и необходим индивидуальный подход. Если мы, воспитатели, будем игнорировать типологические особенности нервной системы ребёнка в период адаптации в детском саду, то это может привести к изменению в его поведении.
Вначале нужно изучить все привычки поступившего ребёнка. Это будет не сразу. Поведение ребёнка под влиянием сложившихся привычек приобретает индивидуальный характер.
Опыт общения ребёнка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации в условиях детского сада. Поэтому воспитатель должен знать содержание потребности ребёнка в общении, что является ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических взаимодействий на ребёнка в адаптационный период.
Воспитатель должен установить контакт уже в первый день. Но если у ребёнка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя реагирует негативно : плачет, вырывается из рук и т. п. в таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В её присутствии ребёнок успокаивается, начинает интересоваться игрушками. Воспитатель должен ласково обращаться к малышу, даёт игрушку, хвалит одежду и т. д. дети, имеющие опыт общения с посторонними людьми, легко идут на контакт с воспитателем. Но воспитатель обязан так встретить новенького, чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным.
И так, в период адаптации детей к условиям общественного воспитания воспитатель свою работу должен организовать, опираясь на следующие педагогические правила:
• Необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье,туалете, сне. Если ребёнок отказался от завтрака, необходимо раньше других накормить его обедом.
• Необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно, зная его привычки.
• Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка.
• Требования, предъявляемые к ребёнку, должны быть посильны и выполнимы.
• Необходимо создавать установку у ребёнка на все предстоящие режимные моменты: «Сейчас Катенька будет кушать», «Серёжа будет спать». «Вот так! Молодцы!».
• Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений.
• Нельзя ребёнка заставлять длительно ожидать чего-либо. Так, посадив его за стол, надо сразу подать ему пищу.
• Со дня поступления в детское учреждение важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах. Ели у ребёнка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать, или восстановить утраченные.
• В формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учитывать уровень их развития и в зависимости от этого дифференцировать приёмы и методы педагогического воздействия (использовать показ, совместные действия с ребёнком, упражнение в действии, неоднократное его повторение и т. д.).
• При формировании режима и культурно-гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребёнку, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе адаптации, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несёт воспитатель. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.
Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий. Он должен проектировать развитие формирующейся личности каждого ребёнка, управлять поведением детей в сложный для них адаптационный период к условиям детского учреждения.