Светлана Николаевна Толмачева
Консультация для воспитателей «Зачем стенам говорить?»
▼ Скачать +Заказ
"Зачем стенам говорить?»
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности.
Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей через современные педагогические технологии.
Публикация «Консультация для воспитателей „Зачем стенам говорить?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.
Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей стены».
Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.
Технология «Говорящие стены” предоставляет каждому ребенку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Дети получают необходимую информацию, имеют право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использует информационный ресурс.
«Говорящие стены» помогают педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
«Говорящие стены» активно взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия, выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе и дошкольного.
Цель и задачи технологии «Говорящая стена»
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи:
* Создать атмосферу эмоционального комфорта.
* Создать условия для творческого самовыражения.
* Создать условия для проявления познавательной активности детей.
* Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.
Организация образовательной деятельности с учетом технологии «говорящих стен» опирается на ряд требований и правил.
1 при оформлении экспозиций «говорящих стен» является обязательным сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей.
2 должна присутствовать систематическая обновляемость содержания экспозиций «говорящих стен». «Говорящие стены» так же мобильны (в целом и в своих элементах, как и все образовательное пространство в целом.
Место размещения «говорящих стен» должны быть «закреплены», смена должна быть определена не чаще 1-2 раз в месяц для материалов по образовательным областям.
3 к размещенным на «говорящих стенах» оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А именно:
• изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
• используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке;
• не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше);
• четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются);
• целенаправленное, адресное использование компонентов технологии, т. е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет обратиться к «говорящей стене»;
• учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящих стен», приятное для глаз, не агрессивное);
важно качество иллюстраций и оборудования (иногда - «детский» уровень исполнения, иногда - профессиональный).
Образовательные возможности
«Говорящей стены».
1. Интерактивность.
2. Информационная доступность.
3. Возможность интеграции образовательных областей.
4. Облегченная трансформация учебного материала.
5. Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.
6. Возможность использования ИКТ, как составляющей части «Говорящей стены».
7. Способ организации самостоятельной деятельности детей.
8. Способ сенсорного развития детей.
9. Использование в режимных моментах в течении всего дня.
10. Более эффективное усвоение вариативных программ.
11. Подготовка к обучению грамоте.
12. Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.
Алгоритм работы с «говорящей стеной»
1. Обсуждение нового для детей материала на детском совете.
2. Составления плана-лотоса по теме недели.
3. Моделирования «3 вопросов» .
4. Составление индивидуального плана работы детей (старший дошкольный возраст).
5. Реализация индивидуальных замыслов.
6. Оформление стены (иллюстрации, карты-алгоритмы, схемы, работы детей, игры, задания для детей).
7. Анализ проделанной работы с размещением символов «справился», «не справился»
8. Реализация индивидуальных или групповых замыслов.
Принципы работы педагога с «говорящей стеной»
1. Не делить детей по своему усмотрению.
2. Не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития.
3. Наблюдать, а не вмешиваться.
4. Не навязывать темп выполнения.
5. Не предлагать способов решения.
6. Не оценивать шаги к его выполнению.
7. Не подталкивать к правильному решению.
«Говорящая стена» выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.
В ходе исследований было выяснено, что в группах детского сада при оформлении пространства почти не используются детские работы. «Выставки» детских работ преимущественно размещены в раздевалках не на уровне глаз детей и ориентированы только на родителей. В группе нет детских фотографий, изображающих жизнь группы, поделок, рисунков, коллективных работ, материалов, призывающих познавать, исследовать, рассуждать.
Основное время в саду дошкольники проводят в группе, которая должна быть оформлена специально для детей. Никто не спорит, что подавляющее большинство игрушек, книг, пособий, плакатов - для детей. Но если посмотреть на оформление групп и коридоров глазами детей, многое ли из того, что мы увидим, действительно обращено к ним, будоражит их любопытство, подталкивает к самостоятельному действию, создаёт ощущение эмоционального комфорта, интересно само по себе и имеет смысл для конкретного ребёнка, помогает освоить новые способы действия? Ответ становится не таким уж очевидным.
Если зайти в любую группу детского сада и посмотреть, как она выглядит, можно легко сказать, какие правила она сообщает ребёнку, чему может научить, обращена ли к детям, которые в ней живут.
Ребёнку важно видеть отражение своей личности и индивидуальности в пространстве, где он проводит так много часов каждый день ему хочется оставить «свои следы», воспоминания, видеть как воплощались собственные и чужие замыслы, как они меняли пространство, делали его «своим». Комнаты у нас дома разве похожи на безликие гостиничные номера, пусть и со всеми необходимыми удобствами? Почему же ребёнок, приходя в группу, так редко видит свои фотографии на стенах, подписанные его именем рисунки и поделки? Часто все эти «тёплые», личные вещи заменяют стандартными плакатами или эстетичными голыми стенами.
Грамотно оформленная среда может ещё и развивать, например побуждать детей к исследованиям. Ели дети на утреннем круге изобрели новое правило (где можно шуметь, а где нет) или совместно со взрослым обнаружили новую закономерность (что физкультура каждый понедельник, а рисование по четвергам, культурный способ действия (отметили дни рождения в календаре, и потом отразили в виде рисунков, плакатов, значков, а воспитатель записал то, что они сказали, то развивающий эффект этих мероприятий будет длиться гораздо дольше. «Говорящие стены» обращаются к ребёнку, побуждают его действовать и помогают сделать образовательный процесс действительно непрерывным.
Дети более склоны следовать правилам, которые сами утвердили и для которых придумали подсказки (значки, рисунки). Они учатся быть более внимательными к речи, ценностям своих и чужих идей, если знают,что будут услышаны и могут повлиять на жизнь и внешний вид группы. Оформление среды делает видимыми и осязаемыми важные личностные качества детей, например, самостоятельность(«Я вижу схему в раздевалке и могу сам правильно одеться по ней», инициативность («Я придумаю сказку, и её запишут в мой блокнот, произвольность («На шкафу висит значок тишины, мой поезд проедет там без звука, способность к диалогу («Сегодня дежурят звёздочки, а у меня ёлочка, но я очень хочу помочь накрыть на стол, буду проситься поменяться» и т. д)