Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Не забывайте народные игры»

Бирюкова Екатерина Николаевна
Консультация для воспитателей «Не забывайте народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Не забывайте народные игры»

Дошкольное детство возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности. Игра самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным. При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений, хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом. Народная игра это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества. Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты не были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян один из лучших тому примеров, т. к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.

Публикация «Консультация для воспитателей „Не забывайте народные игры“» размещена в разделах

На Руси умели, и работать и весело отдыхать. Славянские народные игры самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. В детском быту есть свои традиции. Одна из них это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «казакам-разбойникам«. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П. Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К. Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным материалом для детей. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. Детские игры полны смеха, радости и движения. В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры.

«Зазывалки» Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать? Или: Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй? Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор: Тай-тай, налетай! Никого не принимай! Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх, использовали жребий или считалку. Народные игры имеют так же игровой зачин (считалка, жеребьевка). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. "Считалка" это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

Примеры старинных считалок:

Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сели пчелы на цветы. Мы играем водишь ты!

Конь ретивый С длинной гривой Скачет, скачет по полям. Тут и там! Тут и там! Где проскачет он, Выходи из круга вон!

Считалка-числовка: Раз, два, три, четыре! Жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били. Притом денежки платили! Кто не хочет платить тому и водить!

Считалка-заменка: Ходит бабка с длинным носом, А за нею дед. Сколько деду лет? Говори поскорей, Не задерживай людей! Семка тощий, не валися! Степка толстый, берегися! Савка шустрый, становися! Санька слабый, оставайся! Сенька малый, не качайся! Родион, поди вон!

Итак, народные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Список литературы: 1) С. Афанасьев, С. Коморин «Веселые старты, а также комбинированные эстафеты и шуточные Олимпиады» Методический центр «Вариант», г. Кострома 1994г.

2) Э. Адашкевич «Спортивные игры и упражнения в детском саду» М. «Просвещение» 1986 г.

3) М. Ф. Литвинова «Русские народные игры» М., «Просвещение» 1986 г.

4) Т. И. Осокина, А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» Москва «Просвещение» 1989 г. 5) С. А. Шмаков «Игры - шутки, игры - минутки» М., «Просвещение» 1994 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Поиграем в калмыцкие народные игры «Альчики»Консультация для родителей «Поиграем в калмыцкие народные игры «Альчики» Народная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Одним из средств.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками»Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Кубики – одна из любимых первых игрушек детей. Эти игрушки безопасные, простые.

Консультация для воспитателей «Народные подвижные игры на прогулке» Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры.

Консультация для воспитателей «Развивающие игры с кубиками»Консультация для воспитателей «Развивающие игры с кубиками» Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, а в дошкольном возрасте имеет огромное значение. Игра, как зеркало, отражает.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры»Консультация для воспитателей «Театрализованные игры» 27 марта - Международный День театра!Почему, на мой взгляд, возникла необходимость поговорить о театрализованных и театральных играх? Потому.

Консультация для воспитателей «Выбираем игры детям»Консультация для воспитателей «Выбираем игры детям» В развитии и воспитании детей огромную роль уделяют игре. Игра-это важнейший и главный вид деятельности. Она необходима для нормального развития.

Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа)Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа) Казаки - это степной народ, народ, всегда высоко ставивший самостоятельность человека, народ - "наездник". В этом проявлялся их образ жизни,.

Консультация «Возродим народные игры» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Сейчас большинство людей молодого поколения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Не забывайте народные игры»
Опубликовано: 24 мая 2021 в 18:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Не забывайте народные игры»» (включая файлы) размещена пользователем Бирюкова Екатерина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД