Светлана Багдасарян
Консультация для родителей «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.
Задачи:
Публикация «Консультация для родителей „Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи воспитанников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Словесные игры
- Темочки
1) показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
2) поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка;
3) способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Ян Коменский
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».
«Ну, поиграй со мной!», как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости мы видим в их глазах, когда преодолевая усталость и откладывая домашние дела, мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть пассажиром, учеником или покупателем.
Как правило, играя с ребенком, мы следуем его желаниям – он сам назначает роли, рассказывает нам что делать, а мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем его требования.
Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.
Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.
Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони.
Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).
- Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Игра «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
- Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
Игра «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
- Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев – руку сжать в кулак, затем резко разжать – 5 раз.
- Крепко пальчики сожмем,
После резко разожмем.
Вот мы и разогрели наши руки, а теперь сделаем массаж пальчиков.
Игра «Гусь».
Где ладошка? Тут? Тут! (показывают правую ладошку)
На ладошке пруд? Пруд! (гладят левой ладонью правую)
Палец большой- (поочередно массируют каждый палец)
Это гусь молодой,
Указательный-поймал,
Средний-гуся ощипал,
Безымянный-суп варил,
А мизинец-печь топил.
Полетел гусь в рот, (машут кистями, двумя ладонями прикасаются ко рту)
А оттуда в живот. (потом к животу)
Вот! (вытягивают ладошки вперед)
Предлагаю Вашему вниманию пальчиковую гимнастику, которая решает множество задач в развитии ребенка :
• развивает навыки мелкой моторики;
• способствует развитию речи;
• активизирует работу головного мозга;
• развивает образное мышление, память, внимание, воображение и снимает тревожность.
Пальчиковая гимнастика :
1. «Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать, (загибание пальцев, начиная с мизинца)
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик – спит давно. (Большой палец уже загнут)
Тише, тише не шумите,
Наши пальцы не будите.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора! (Растопырить пальцы и пошевелить ими)
2) «Две сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке (две ладошки рядом шевелят пальцами).
Бежали – бежали,
Друг друга повстречали. (две ладошки замерли)
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали, (пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)
Что мы их едва разняли. (руки в замке рассоединяются)
3)Гимнастика с учебными предметами
(Положить руку на средний палец правой руки, большим пальцем прижать руку, указательным начать покачивать ее)
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим его прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
Игра «Пирамидка из пуговиц»
(Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации)
Инвентарь: зубочистки, пуговицы.
Содержание: Закрепить зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Необходимо нанизать на нее пуговицы. Задания можно четко формулировать, например, попросить использовать только красные пуговицы, только мелкие пуговицы, нанизывать пуговицы одного размера или, начиная с самой большой, - в порядке уменьшения диаметра и так далее.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
- Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
Задание можно усложнить, попробовав проделать то же самое двумя руками одновременно.
Игра «Где это?»
Цель: способствовать развитию речи, усвоению грамматических основ языка.
Ход игры : Кидая мяч ребенку, задаем вопросы:
Где растут ветки? (На дереве).
Где растут деревья? (В лесу).
Где растут листья? (На ветке).
Где живут рыбы? (В реке)
Где стоит стул? (В комнате)
Где стоит ваза? (На столе)
Где лежит ковер? (На полу)
Где стоит светофор? (На перекрестке)
Где сидит шофер? (В кабине)
Где летит самолет? (В небе).
Игра «Путаница»
Цель: научить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое слово.
Ход игры : Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое слово.
Например:
Падает пушистый крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива,груша)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
Рекомендация родителям :
- Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
• Игра не должна строиться на принуждении.
• Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
• Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Таким образом, очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.