МААМ-картинки

Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация — что это такое?»

Жанна Свиридова
Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация — что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы

Очень часто можно услышать такое выражение : «У этого человека выразительная речь, правильная интонация!» А что же такое – ИНТОНАЦИЯ?

Интонация представляет собой звуковое явление. В оформлении речи важную роль имеют следующие интонационные компоненты : модуляция голоса по силе и высоте, т. е. способность произносить фразы с определённой высотой и силой голоса; тембр голоса – звуковая окраска, качество звука, благодаря которому мы можем различать голоса знакомых людей, даже не видя их; темп и ритм речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление; способность использовать в речи повествовательные, вопросительные и восклицательные высказывания; понимание и отражение в речи различных эмоциональных состояний человека, настроения; логическое ударение – выделение какого – либо слова в предложении интонацией (эти слова произносятся более членораздельно, длительно, громко); пауза – собственно перерыв в звучании речевого потока.

Публикация «Консультация для родителей „Выразительная речь и интонация — что это такое?“» размещена в разделах

Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной

Интонационная сторона речи начинает формироваться очень рано – ещё в период доречевого развития ребёнка, т. е. уже до 1 года. Крик, гуление, лепет ещё не являются речью, то есть сознательным выражением мыслей и чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребёнка и его потребностях. Ребёнок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первое речевое общение ребёнка с людьми.

Психологическая особенность звуковых выражений ребёнка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. В ходе дальнейшего развития речи, происходит овладение всеми интонационными компонентами речи. Постепенно, с развитием словесной речи, интонация начинает играть служебную (вспомогательную) роль, то есть она подчиняется слову.

Однако интонация продолжает играть большую роль. Она помогает пониманию речи, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает определённое воздействие на слушателя.

Интонация передаёт разнообразную информацию, позволяет опознать говорящего как индивида, судить о его эмоциональном состоянии, об оценке им ситуации, об отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации. Таким образом, интонация, выразительная речь помогает общению. В свою очередь, общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов

В ходе индивидуальных и подгрупповых занятий в детском саду организуется работа по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у детей. При этом осуществляется:

- организация речевого дыхания;

- развитие мимики;

- развитие выразительности движений;

- развитие способности понимать и выражать эмоции;

- развитие силы и высоты голоса;

- формирование нормального темпа и ритма речи;

- формирование восприятия и воспроизведения в речи основных интонационных типов оформления высказывания (повествование, вопрос и восклицание).

Детям очень нравится играть в игры, выполнять упражнения, способствующие развитию интонационной выразительности речи. Такие упражнения можно выполнять дома, да и просто в игре с ребёнком решается много задач, касающихся формирования выразительной речи и правильной интонации. Приведём несколько простых примеров.

Упражнение: «Вопрос – ответ».

Взрослый и ребёнок произносят текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

- Ну, весна, как дела? (Высоко).

- У меня уборка. (Низко).

- Для чего тебе метла? (Высоко).

- Снег мести с пригорка. (Низко). О. Высотская.

Упражнение: «Слушай и повторяй».

Дети должны повторяют вместе с взрослым, отражё нно и самостоятельно восклицательные высказывания: выразительное чтение потешек, стихотворений, содержащих восклицательные высказывания.

Я в лесу кричу: «Ау – у!»

Отвечает кто-то: «У-у-у!»

Я ещё кричу: «Чего-о-о!»

А мне слышится: «Его-о-о!»

Кто же это среди дня

Дразнит издали меня?

Черепаха: «Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Всё лежу и лежу

И на солнышко гляжу». ( Тембр: важный)

Львё нок: «Я на солнышке сижу,

Я на солнышко гляжу…» ( Тембр: задорный, звонкий).

Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

А сова – всё ближе, ближе (голосом средней силы,

А сова – всё ниже, ниже (голосом средней силы,

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо)

Поиграй, дружок со мной! (громко).

Публикации по теме:

«Фольклор и связная речь». Консультация для родителей Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Произведения художественной литературы и устного народного творчества,.

Консультация для родителей «Играя пальчиками-развиваем речь ребёнка» «Играя пальчиками – развиваем речь ребёнка».[/h3] Ребёнок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения.

Консультация для родителей и педагогов «Развиваем речь через лепку» Консультация для родителей и педагогов. Развиваем речь через лепку. Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей.

Консультация для родителей «Телевизор и его влияние на речь ребенка» В каждом доме есть телевизор, и без сомнения можно сказать, что телевидение прочно вошло в наши жизни. Многие из нас, приходя домой, после.

Консультация для родителей «Приучаем ребенка к чтению — развиваем речь» Маленькая дочка бежит к маме с просьбой «читать!».Как это здорово! Как сделать так, чтобы этот интерес к чтению не потерялся у этого пока.

Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка» Наши дети растут в двуязычной среде и овладевают двумя языками: башкирским и русским. Большинство детей с билингвизмом испытывают те или.

Консультация для родителей «Речь вашего ребенка» Первые годы жизни-период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопление словаря. Отставание в её развитии.

Консультация для родителей «Рука развивает речь» «Рука развивает речь» Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский Научно установлено, что уровень.

Консультация-практикум для родителей «Ловкие пальчики — правильная речь» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Развитие мелкой моторики,.

«Развиваем пальчики — улучшаем речь». Консультация для родителей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Верещагино Пермского края Статья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация — что это такое?»
Опубликовано: 10 августа 2015 в 17:29
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация — что это такое?»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Свиридова (УИ 358034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД