Иванова Людмила Викторовна
Консультация для родителей «Воспитываем самостоятельность дошкольника»
▼ Скачать
Консультация для родителей : «Воспитываем самостоятельность дошкольника»
Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок?
Публикация «Консультация для родителей „Воспитываем самостоятельность дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – это прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основаны на том, что за годы дошкольного детства у ребёнка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности.
Признаки самостоятельности : - выполнение задания при отсутствии помощи и контроля со стороны взрослого; -умение преодолевать трудности и достигать результаты; -умение проявлять собственную инициативу; -умение контролировать свое поведение; -умение оценивать свои действия и поступки; -умение учитывать интересы сверстников, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам; -умение следить за внешним видом; -моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.
Ступени развития самостоятельности : Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает игрушки; сам одевается; идет мыть руки, когда его зовут к столу; благодарит за помощь). Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка.
«Как воспитывать у ребёнка самостоятельность»
Ранний возраст
1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, кушать или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно!
2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи.
3. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
4. Необходимо всячески поощрять стремление к самостоятельности. Ребенок очень часто повторяет: "Я сам!".
Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного, всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведро и тряпку. У ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
Дошкольный возраст.
1. Нужно давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует помочь с выбором. Поясняя, например, что сейчас зима, на улице мороз, поэтому летнюю одежду надо отложить до лета, а вот из теплых вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее возрасту. Обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлебницу и т. п., помощь в уходе за домашним питомцем и др.
3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чемто, не привлекая к этому взрослых.
5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. Основное правило при воспитании самостоятельности : стремимся стать для наших детей хорошим примером Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и взрослых. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям. Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению. Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер».
Чем раньше ребенок овладеет полезными навыками, тем быстрее он самоопределится и почувствует себя самостоятельным.
Самостоятельные дети – развитые дети! Давайте будем стремиться к развитию наших детей!