Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Воспитание свободы и ответственности в детском саду и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность воспитания свободы и ответственности обусловлена социокультурными процессами в современном российском обществе, кризисный характер которого связан с утерей людьми многих качеств, обеспечивающих инновационное развитие страны. Такими качествами являются: креативность, гражданственность, нравственность и многие другие. С античных времён философы увлечены идеей свободы, поэтому проблема свободы и ответственности актуальна в любой стране мира и сегодня, что делает ее приоритетной, а поиск решения – первостепенно важной задачей.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание свободы и ответственности в детском саду и семье“» размещена в разделах
Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж. -Ж. Руссо, у нас первооткрыватель этого направления — Л. Н. Толстой. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника. Руссо не принуждает воспитанника сам : он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. То есть по сути это некая манипуляторная тактика, закамуфлированная под оболочку непринуждения.
Опираясь на идею Ж. -Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, Л. Н. Толстой утверждал, что «учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов, поэтому в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться, а основное дело учителя — следовать и развивать ребенка».
Идеи Л. Н. Толстого в дальнейшем прослеживалась и в деятельности К. Н. Вентцеля, М. Монтессори и многих других.
В советский период обрела популярность педагогическая система В. А. Сухомлинского — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке.
Многолетнее исследование психолога и педагога Н. М. Магомедова показало, что, если применять принципы свободного воспитания на практике, то воспитание превращается в особый процесс общения педагога с воспитанником как равный с равным. Но какова сущность этого равенства? Почему, если все так радужно в теории свободного воспитания, психологи утверждают обратное: детям нужен взрослый человек –как опора, защита, пример, образец, к которому он стремится.
Детство – это самый важный этап в развитии ребенка. В детстве мы все учимся жить, играя, общаясь со сверстниками, каждый день открывая новые грани человеческих взаимоотношений. И если уж вы хотите дать полную свободу своему ребенку, объясните ему, что такое «личное пространство» и как важно относиться к нему с уважением.
Есть и еще один подводный камень, который кроется в пучинах этого метода. Снимая с ребенка все запреты, родители часто надеются на то, что они станут лучшими друзьями своим детям. Они не хотят быть вредными жадинами, от которых только и слышишь «Нельзя!». И на ранних этапах развития ребенка так и происходит: взрослые и дети вместе сходят с ума, не думая ни о чем. Но ребенок подрастает и масштабы его «свободолюбия» растут вместе с ним. А ведь это уже не малыш, который всегда рядом с мамой, а подросток, который хочет проводить время как можно подальше от нее. И родители теряют контроль. Потому что начинают осознавать, к каким последствиям может привести свободное поведение их ребенка, и им приходится вводить запреты и ограничения: гулять только во дворе (районе); домой не позже 22:00; компьютер не больше 2х часов в день и т. д. и т. п. А что происходит в этот момент с ребенком: он вообще не понимает, что происходит! Как его лучшие друзья превратились в таких зануд, почему ему больше нельзя думать и вести себя так, как раньше? Вся эта неразбериха ведет лишь к усугублению и без того тяжелого периода переходного возраста.
Поэтому, вернемся к началу. Воспитайте в своем ребенке не только любовь к свободному изучению мира, но и уважительное отношение к нему. Разговаривая с ребенком, объясняя ему элементарные нормы с самого рождения, вы избавите себя от необходимости вводить запреты. Вместо слова «нельзя» можно и нужно говорить такие слова как : не стоит этого делать; я бы на твоем месте так не делал; это может быть опасно; давай я тебе покажу/расскажу, что будет, если.
Правильное воспитание детей – воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении. В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания. Дети должны знать правила жизни, а родители - правила воспитания.
Таким образом, свобода в воспитании, означает определенную форму побуждающего воздействия на ребенка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь в сфере его интеллектуального влияния, наиболее полно может проявить активность, самостоятельность во всех областях своей деятельности.
Одним из важнейших качеств выступает ответственность, которая формируется уже с дошкольного возраста. В то же время внутренний мир детей формируется в атмосфере доминирования материальных ценностей над общечеловеческими и духовными, искажения представлений о доброте, милосердии, ответственности. Этой проблемой занимались К. А. Абульханова-Славская, М. М. Бахтин, С. Ф. Одуев и др.
Ответственность – один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Принимая решение поступить так или иначе, дошкольник выбирает между своими узкоиндивидуальными интересами и интересами более широкого общественного окружения, между «должен» и «хочу». В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности.
Среди показателей ответственности выделяются : осознание ребенком необходимости и важности выполнения дежурств, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дежурит, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т. п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение дежурства.
В дошкольном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности дошкольника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности.
Вопросы воспитания ответственности детей как их нравственного качества с наибольшей остротой встают в наши дни. В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появились программы, ориентированные на духовно-нравственное воспитание детей, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. Тем не менее, необходимо отметить, что ни в новых комплексных программах, ни в одной парциальных проблема нравственности детей с позиции воспитания ответственности ребенка на основе культурных традиций, практически мало затрагивалось.
Важнейшей задачей дошкольного учреждения и семьи является раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного, русского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к родным и близким; терпение, трудолюбие, скромность, гостеприимство, ответственность за свои дела и поступки и многие другие. Особо следует подчеркнуть, что в решении этой проблемы огромная роль принадлежит нам – педагогам.
Наше дошкольное учреждение тоже не оставило эту проблему без внимания. В этом году внесены изменения в основную образовательную программу в связи с внедрением парциальной программы по духовно-нравственному воспитанию «Добрый мир» в вариативную часть. Данная программа рассчитана на 2 года, поэтому занятия по данной программе начаты в старшей группе и проводятся в виде кружковых занятий. Воспитанию свободы и ответственности в нашем детском саду уделяется должное внимание. Эту работу воспитатели планируют в различных видах деятельности:
• Через конструирование мы познакомим воспитанников с правом на жилье и его неприкосновенность.
• Собирая наглядный материал, можно создать альбом «Права и обязанности», где будут собраны рисунки детей, иллюстрации к известным сказкам. Цель такой работы – помочь детям осознать, что нравственные нормы и представления о естественной справедливости как раз и составляют основу неотъемлемых естественных прав человека.
• беседы по ознакомлению с правами детей – это откровенные и задушевные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему, которые побуждают их к оценочным суждениям своих поступков: «Я вел себя хорошо» или «Своим поступком я огорчил товарища».
• В сюжетно-ролевой игре «Семья» дети в своих действиях и репликах очень отчетливо отображают характер взаимоотношений в своих семьях.
• игры-беседы, направленные на закрепление правовых знаний детей.
Наша задача – постараться уберечь детей от ошибок, подготовить к взрослой жизни, научить бороться с самыми страшными врагами – собственным равнодушием и безответственностью. И если мы вместе пойдем по этому пути, возможно, извечную проблему отцов и детей можно будет если и не избежать, то хотя бы конструктивно преодолеть.