Айшат Цакаева
Консультация для родителей «Воспитание детей — наказанием…»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание детей – наказанием…»
Наказания… Чем менее нуждается школа
или семья в этих, иногда необходимых, но
всегда лекарственных и поэтому ядовитых
средствах, тем лучше.
К. Д. Ушинский
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание детей — наказанием…“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Поощрение и наказание один из самых древних методов воспитания детей. Ведь воспитание - целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определенных качеств человека.
Очень часто возникает противостояние, то есть ребёнок не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: "Как же добиться исполнения требований?" Вот тут-то мы и вспоминаем о поощрении и наказании. Для большинства людей именно эти методы, являются основными в воспитании ребёнка.
К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка.
Непослушание - показатель утраты авторитета родителей. Те родители, кто умеет сочетать уважение к ребёнку с высокой и справедливой требовательностью, разумную любовь с доброй строгостью, легче находят подход и средства воздействия, обходясь без наказаний. Наказание не может быть ведущим, а тем более единственным методом воспитания детей. Недопустимы угрозы и подкуп, создающие атмосферу скандала и фальши, лишение ребёнка прогулки, сна, еды, то есть всего, что нарушает режим и вредит нормальному развитию.
Наказание - трудный и сложный метод воздействия, и применять его надо умело, продуманно, осторожно.
Наказание педагогически оправдано, лишь в том случае, если помогает ребёнку осознать свою вину, вызывает в нём чувство раскаяния, чувство ответственности за свои действия.
Важно, чтобы ребёнок понял, за что он наказан. Однако довести до сознания ребёнка его вины, взрослые должны тактично, не раня его самолюбие. Весь уклад жизни семьи способствует тому, будет ли ребёнок расти уравновешенным, дисциплинированным, послушным.
Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания :
1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от помощи ребенку в ситуации непослушания. Например, когда ребенок, сидя за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно. Постепенно ребенок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами.
2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае самооценка ребенка не пострадает, а наказание принесет реальную пользу. Например, если он разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, – это повод не для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.
3. Соблюдайте последовательность. Наказание принесет пользу и не причинит вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Ребенок должен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что - нельзя. А вот наказывать ребенка за то, что он нарушил неизвестное ему правило, бессмысленно и несправедливо. Необходимо объяснить ему, что он поступил неверно, и предупредить, что в следующий раз он будет за это наказан.
4. Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя какое-то время после него. Ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.
5. Подход к наказанию должен быть разумным. Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком. Например, нет смысла в качестве наказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет разбрасывать игрушки.
6. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Например, если у вас гиперактивный ребенок, то дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения, а наоборот, ухудшат его. С такими детьми нужно общаться мягко и спокойно.
КАК ЖЕ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?
- Физическим наказанием. Физическое наказание не помогает ребенку осознать свой проступок, а вызывает обиду, злость. Дети, кoтoрых бьют рoдители, нередко вырaстают нeувeренными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. Дети могут затаить обиду на родителей и «мстить» за обиду.
- Молчанием. В такой ситуации ребенок чувствует напряжение и последствия этого могут быть тяжелыми для развития его личности.
-Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Это наказание подрывает основу (базовую потребность в любви, от которой зависит жизнь маленького человека.
-Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как физическое наказание. Крик – сродни удару.
-Наказаний должно быть меньше, чем поощрений. От количества позитивных и негативных реакций зависит самооценка ребенка.
В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воздействий на ребенка. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности.
ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРАВИЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ :
1. Любое наказание должно быть справедливым. Ребенок должен быть уверен в справедливости наказания, что его любят несмотря ни на что.
2. Ни одно нaкaзание не должно лишать ребенка возможностей удовлетворения биoлoгических и физиологических потребностей.
3. Ребенку необходимо объяснять за какие проступки последует наказание и в какой форме.
4. Наказываем четко оговаривая время. На какой период лишается сын или дочь компьютера.
5. При наказании не следует оскорблять и навешивать ярлыки. Критике подвергается поступок, а не личность ребенка.
6. Нельзя напоминать ему о прежних проступках. Наказываем здесь и сейчас.
7. Применяя наказания, нужно быть последовательными, а не прибегать к наказаниям от случая к случаю.
«И в завершение хочется сказать, любите своих детей, балуйте их. Применяйте наказание ребенка своевременно и обоснованно. Пусть наказания будут справедливыми. Обращайте на положительные поступки ребенка больше внимания, чем на отрицательные. И малыш чаще будет радовать вас послушанием».
Литература:
1. Е. А. Алексеева «Проблемы детей дошкольного возраста».
2. Е. А. Чепракова «Как правильно наказывать детей».