Виктория Баранкова
Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у школьников в повседневной жизни»
Воспитание бережного отношения к природе у школьников в повседневной жизни
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке – они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание бережного отношения к природе у школьников в повседневной жизни“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На протяжении всего учебного года учитель и воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за растениями. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений – это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.
Правильное педагогическое общение учителя и воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дети учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребенок затрудняется. Такое педагогическое общение в совместной деятельности очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.
Наблюдение на участке – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года.
Заполнение календаря природы – еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Учитель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.
Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой учитель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы : рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становиться графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайщее окружение. Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Учитель и воспитатель продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсетра обдумывают безопасность похода, физкультурно – оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.
Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.
Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
Старших школьников можно включить в природоохранные акции- социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким- либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на школьников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему школьному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (но чаще одного раза в 1,5 – 2 месяца). В сценариях этих мероприятиях используется тот материал, который детям хорошо знаком.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их учитель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения,- ребенок учится играя.
Воспитание правильного поведения, нравственных черт характера – является одной из важных целей творческой, сюжетно-ролевой игры, которая может быть организована с детьми в процессе свободной деятельности. Так, мною были разработаны перспективный план, технологическая карта сюжетно – ролевой игры «Зоопарк», в ходе подготовки к которой дети подготовительной к школе группы узнали об особенностях жизни разных животных, и необходимых условиях проживания. Желая поддержать интерес к игре, обогатить ее содержание читала детям рассказы о жарких странах, показывала картины, которые дали знания о некоторых типичных отличительных особенностях, растительном и животном мире. Содержание бесед по прочитанному материалу, увиденным сюжетам картин, рассказов из личного опыта детей, посещавших зоопарк, побуждало у детей проявление творчества в игре, желание подражать героям рассказов, ухаживающим за животными, строить загоны, вольеры, лепить овощи и фрукты, которые нужны для их питания.
В результате руководства игрой удалось осуществить ряд воспитательно- образовательных задач: игра не только объединила детей в дружные группы, способствовала обогащению сенсорного опыта, развитию мелкой моторики, но и возбудила познавательные интересы дошкольников, обогатила их активный словарь, опыт, способствующий проявлению заботливого, бережного отношения к миру животных.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя – Гриба – лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «это поможет природе» и т. д.
Хорошей традицией стала – забота о зимующих птицах.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование.
. Что такое экология?
. Есть ли у вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
. есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
. посадили ли Вы дерево?
. Мастерили ли вы когда-нибудь кормушки для птиц?
. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
. Смотрит ли Ваш ребеноктелепередачи о природе?
. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
. Часто ли Вы с ребенком бываете в лесу?
. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?
. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в центре?
Таким образом, проблема экологического воспитания школьника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Современная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе и всего помещения, дома, во время экскурсий.
Главные аспекты работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всестороннего развитого человека.