Александра Цепок
Консультация для родителей «Важна ли мелкая моторика в развитии ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное развитие мелкой моторики рук у детей - это начало успешного полноценного развития малыша и становления его как личности.
Если ребенок, отправляясь в школу, уже умеет читать и может легко говорить, то это еще не является залогом успешного обучения. Ведь помимо этого ему придется много писать, рисовать, лепить и еще много чем заниматься в процессе обучения в школе. А успех в выполнении таких видов деятельности зависит от того, насколько совершенна тонкая координация кистей и пальчиков рук маленького школьника.
Публикация «Консультация для родителей „Важна ли мелкая моторика в развитии ребёнка?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому родителям, начиная практически с рождения ребенка, необходимо развивать мелкую моторику рук малыша с помощью специальных упражнений и игр, через различные виды деятельности и организацию самообслуживания.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития
дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о
том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются
такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация,
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда
вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы
писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики
должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу
нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно
выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые
важные для его будущего качества: речевые способности, внимание,
координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры
головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны
с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в
которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для
его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика,
координация движений ключевые понятия для периода раннего
дошкольного возраста.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с
развитием движении пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической
точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры
головного мозга занимает проекция кисти руки} расположенная очень близко
от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к
моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи»,
такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто
предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на
формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения
пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную
тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются
средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо
работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются
«пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как
в детском саду} так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи,
творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают
реальность окружающего мира – предметы, животных, людей их
деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя
движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание
на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих
рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»,
«влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется
каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная
область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для
напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно
выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная
тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как
средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать
осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание
приданной пальцам определенной позы, динамические (развитие
подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую,
расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую
непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает
у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта.
Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если
упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям
стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками,
любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со
взрослым "инсценируют" содержание прослушиваемого материала с
помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и
др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в
дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя
двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного
развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех
типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя
медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и
расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-
разгибателей.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения
должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие,
растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались
изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей:
младший возраст до трех-четырех лет - рекомендуемое время - от 3 до 5
минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день. Часть
упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя
за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их
включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут
способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения,
обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная
деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания,
которая также способствует развитию мелкой моторики:
- застёгивание и расстегивание пуговиц;
- всевозможные шнуровки;
- нанизывание колец на тесьму;
- игры с мозаикой;
- игры с конструктором;
- перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Также это могут быть различные упражнения по лепке,
изобразительной деятельности, игры с бумагой.
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с
тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий
зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного
аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно,
не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный
цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие
представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к
действительности, но формируются элементарные графические умения, столь
необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети
учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают
различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура
руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером,
мелом, акварельными красками, гуашью.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и
воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст,
настроение, желание и возможности.