Арасланова Ксения
Консультация для родителей «Советы логопеда. Ваш ребенок идет в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы логопеда. Ваш ребенок идет в школу
Вот и настал тот момент, когда Вашему малышу уже совсем скоро, в первый раз предстоит перешагнуть школьный порог. Конечно же, каждому родителю хотелось бы знать, насколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления уровня такой подготовки можно провести небольшую беседу. Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ. Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу. В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.
Публикация «Консультация для родителей „Советы логопеда, Ваш ребенок идет в школу“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Беседа по вопросам:
• Назови свою фамилию, имя, отчество.
• Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
• Сколько тебе лет?
• Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
• Кем работают твои родители?
• У тебя есть сестра, брат?
• Как зовут твоих друзей?
• В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
• Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
• Назови дни недели, времена года.
• Какое сейчас время года?
• Чем отличается зима от лета?
• В какое время года на деревьях появляются листья?
• Каких домашних животных ты знаешь?
• Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т. п.?
• Ты хочешь учиться в школе?
• Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
• Зачем надо учиться?
• Какие профессии ты знаешь?
• Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т. п.?
Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне подготовки, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.
Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе.
У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения, а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
В группу риска попадают следующие дети:
- Если ребенок левша;
- Если он – переученный левша;
- Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу;
- Если в семье говорят на двух и более языках;
- Если ребенок слишком рано пошел в школу;
- Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;
- Если нарушено звукопроизношение ( возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит);
- Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).
До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести – семи годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик, словоизменение (стул - стулья, согласование (желтый мяч, управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т. п.
5. Состояние словарного запаса
В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам : «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние» и т. п. (т. е. всё то, что проходил ребенок в детском саду).
6. Состояние связной речи.
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.
7. Развитие мелкой моторики
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.
Успешному развитию мелкой моторики способствует:
• лепка из пластилина, глины, теста;
• игры с мелким конструктором;
• пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц;
• пособия-шнуровка, завязывание и развязывание узелков на шнурках;
• раскрашивание, штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются);
• нанизывание бус, бисероплетение и т. д.
8. Состояние пространственных функций
Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).
9. Развитие коммуникативных функций
Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.
10. Развитие процессов внимания, памяти
Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить или найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов; и т. д.
11. Развитие мышления
Развитое мышление предполагает:
• умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом» : например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель);
• умение классифицировать («распредели на группы» : помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик);
• умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).
Должен ли ребенок уметь читать к 1 классу?- Не обязательно.
Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы, лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок.
Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Важно не учить читать, а развивать речь ребенка. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики. Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций.
Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
• Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).
• Развивайте общую и мелкую моторику ребенка : больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы. Научите правильно держать ручку.
• Работайте над развитием познавательных способностей ребенка : разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
• Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
• Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.
• Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.
Помогите своему ребенку :
К поступлению в 1 класс ребенок должен знать :
• свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы;
• знать времена года, названия месяцев, дней недели;
• уметь различать цвета;
• уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д. ;
• иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.
Если у ребенка есть логопедические проблемы, то важно перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда. Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У таких детей слабое место – рука. Также они часто при письме пропускают гласные звуки. Забудьте про классы с ранним изучением иностранного языка.
Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Очень важно в этот период быть рядом с ним. Оставайтесь для своего ребенка любящим и понимающим родителем, но не берите на себя роль учителя.