МААМ-картинки

Консультация для родителей «Учимся грамоте»

Людмила Ознобкина
Консультация для родителей «Учимся грамоте»

«Мама, почитай! Папа, почитай! Почитай бабушка!» - упрашивает шестилетний малыш домочадцев. А почему сам не читает?

Родителям вполне под силу научить читать ребёнка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Ясное, осознанное различие звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи – это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребенок, хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.

Публикация «Консультация для родителей „Учимся грамоте“» размещена в разделах

Пяти - и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.

Но где же взять время? Оказывается, играть с ребё нком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш.

Естественно, следует избегать звуков, которые ребёнок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками.

Спросите у ребё нка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?» Слегка «потяните» первый звук. Дождитесь ответа, спросите: «А есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких ещё словах есть звук а»? Подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку – отдаёт фант.

А вот игра посложнее: вы называете слово, ребёнок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.

Ещё сложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» -«чемодан» - «нос» -«санки» - «игла».

Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали участие несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает : «У кого есть слово, начинающееся на звук п?»

Руку поднимают те, у кого на карточках есть изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображения. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке. Так же можно играть, выделяя последний звук в слове.

А как любят дети играть со Звукоедиком!

Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадайте в каких (к)ран, (ш)каф, (с)тул.» В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто (л)», «сту (л)», «тарелк (а)». Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый или последний звук в названиях фруктов (г)руша, (а)брикос, яблок (о, слив (а).Или озаботьтесь тем, что в лесу исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребёнок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трёх, а затем из четырёх- пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живёт слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» .Давайте ребёнку фишку синего цвета (согласный звук) : «Это первый звук. Позови его спать». Ребёнок зовё т: «К-к-к», - и кладёт фишку (гласный звук, пусть малыш зовёт спать «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук Т, удивитесь: «Разве здесь живет КТ? Я думал, что здесь живёт ко-о-от».

Усложняйте игру, предлагая слова из четырёх и пяти звуков. Пусть ребёнок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладёт на хранение» продукты, одежду, мебель.

Игру можно ещё усложнить: предложите малышу самому построить дом для куклы Маши и других игрушек.

Все эти игры настольные. Если же ваш ребёнок предпочитает подвижные игры, с ним можно играть в «эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можете взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машине лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произнесите «С-с-с». Доехав до второй машины, везите её и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите какое слово везут машины: «Сыр».

Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребёнка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твоё имя начинается вот с этой буквы – «М». Спойте: «М-м-м-м, м-м-м Маша», но не говорите «эм». И ещё – знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.

Чтобы ребёнок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков», он может грузить в них уже не невидимые звуки, а буквы из разрезной азбуки или кубики с изображенными на них буквами.

Если ребёнок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это ещё не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать ещё одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех.

Многих надо слегка подтолкнуть.

Ребёнок не умеет забегать глазами вперёд - он озвучивает букву «л», не обращая внимание на то, что стоит за ней – «у» или «ю». поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтёт одинаково.

Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было споко йно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребё нку читать слоги: ла, ло, лу, лы.

Итак, вы научили читать ребёнка слоги – можно читать односложные слова: «лак», «мак», «люк». После каждого прочитанного выясните, понимает ли ребёнок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.

Учить ребёнка читать нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к нему могут приходить сказочные герои и каждое занятие будет разнообразным и увлекательным, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.

Составлена по материалам журнала «Дошкольная педагогика»

Публикации по теме:

Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными»Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными» Заключительным этапом проекта «Учимся быть внимательными» было проведение занятий учителем-дефектологом и воспитателями на «Школе для.

Консультация для родителей старших дошкольников  «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Консультация для родителей «Учимся наблюдать» Закончились праздники и длительные выходные. Наступили будние дни. Вы снова каждое утро ведете своего ребенка в детский сад. Постарайтесь.

Консультация для родителей «Учимся правильному произношению с помощью игр»Консультация для родителей «Учимся правильному произношению с помощью игр» У вашего ребенка есть проблемы с произношением определенных звуков,иногда дети меняют их на другой звук. Не сложные и забавные игры с.

Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя»Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя» Каждый педагог знает как полезно рисование детям! В первую очередь рисование- это творчество. А творчество для ребенка это целый мир в.

Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста – это наши «маленькие учителя». Они всегда находятся рядом с взрослыми, и каждого из нас превращают в учителей.

Консультация «Учимся плавать»Консультация «Учимся плавать» В нашем детском саду есть большой бассейн, в котором дети круглый год занимаются плаванием! Здесь решается одна из важнейших задач — закаливание.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Консультация «Учимся работать с ножницами» для детей 5 летКонсультация «Учимся работать с ножницами» для детей 5 лет Работа ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Учимся грамоте»
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 18:39
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД