Татьяна Костюченко
Консультация для родителей «Учимся быть внимательными»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети – это драгоценный дар,
посланный нам для того,
чтобы наш мир стал лучше,
светлее и чище.»
Антуана де Сен-Экзюпери.
Многие родители задаются вопросом : как научить ребенка быть внимательным, сосредоточенным и сконцентрированным. Что означает слово внимательность?
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенный объект. Объектом внимания может быть все, что угодно – это предметы, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно момент – необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Темочки:
Выделяют 3 вида внимания : Непроизвольное, Произвольное и Послепроизвольное.
- Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.
- Произвольное внимание возникает с возрастом, в процессе игры, обучения и общения со взрослыми начинает формироваться, оно требует от ребенка волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
- Послепроизвольное внимание в процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение.
Внимание можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему нужно помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа. Вот условия, при соблюдении которых можно развивать у ребенка необходимое качество: Игры - занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
Цель:- познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;
- показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.
Игра «Что пропало?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.
К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».
Игра «Что изменилось?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование. I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.
II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.
Описание. I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.
II вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.
Например: «На первой картинке у зайчика на бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».
Игра «Повтори за мной действия»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.
Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.
Игра «Постучи, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
Найди лишнее».
Взрослый называет четыре слова: три слова связаны между собой, а четвертое – лишнее (слива, яблоко, груша, ворона). Ребенок называет или рисует лишнее слово.
Игра «Съедобное - несъедобное».
Ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.
Анкета для родителей
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения какого-либо задания?
-Да;
-иногда;
-нет;
-очень часто.
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
-Да;
-трудно сказать;-
-нет.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалась внимательность?
Как развивать внимательность.
(памятка для родителей)
-Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимательности, многие из них заинтересуют ребенка.
-Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания.
-Учите малыша играть в шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания».
- Развивайте у дошкольника наблюдательность - умения замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое - в знакомом.
Помните: - Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнить упражнения вместе.
- Во время занятия родитель должен быть спокойным и доброжелательным.
Вывод: Там, где дети, там веселье и смех. И это правильно. Ведь детство – это самая беззаботная пора жизни. Любите детей, цените их, воспитывайте так, чтобы преумножить то добро, которым они наполнены, не ломая их при этом противоречием, когда мы сами верим в одно, а делаем другое. И всегда помните слова Антуана де Сен-Экзюпери: «Непременно балуйте своих детей, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь».
Литература: - С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматулина, «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду». М. : «Скрипторий 2009» 2011г.
- С. Ю. Прохорова. Е. Б. Хижова, Детский сад: Работа с родителями. М. : «Скрипторий 2003» 2014г.
- Н. В. Микляева, Е. А. Решитило, Игровая среда в домашних условиях. - М. : 2011г.