Екатерина Белова
Консультация для родителей «Третий год жизни: познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
В познавательном развитии ребенка третьего года жизни при условии
целенаправленной работы происходят значительные изменения, которые выводят его на
более высокий уровень сравнений и обобщений. На втором году жизни ребенок учился
общаться с помощью речи, свободно ориентироваться в предметной среде, перемещаться
в пространстве, наблюдать за действиями людей и т. п. К началу третьего года жизни
довольно высокого уровня достигают восприятие, память ребенка и устойчивость
Публикация «Консультация для родителей „Третий год жизни: познавательное развитие“» размещена в разделах
внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, возникают предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения
окружающего.
На третьем году жизни ребенок должен приобрести знания о человеке: внешние
физические особенности (у каждого человека есть голова, руки, ноги, лицо; на лице два
глаза, один нос, один рот и т. д.); физические и эмоциональные состояния (проголодался-
насытился; устал-отдохнул, заболел- вылечился; опечалился- обрадовался; заплакал-
засмеялся и т. д.); о деятельности близких людей: мама готовит обед, бабушка вяжет
носки, дедушка чинит кран на кухне, папа помогает маме; о предметах, действиях с ними
и их назначении: предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель); игрушки;
орудия труда (веник, лопата, метла, ведро, лейка); о живой природе: растительный мир
(деревья, трава, цветы, овощи, фрукты, животный мир: домашние животные (кошка,
собака, корова, лошадь, коза, свинья, барашек, петушок, курочка, уточка, гусь, детеныши
животных (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок); дикие животные
(лиса, заяц, медведь, волк, белка.); о неживой природе: свойства и назначение воды
(льется, тепля, холодная, в ней стирают, купаются, ею умываются); вода в природе (река,
пруд; бегут ручьи, тают сосульки); о явлениях природы: времена года (осень, зима, весна,
лето) и их особенности (зимой-холодно, весной-тепло, светит солнце, тает снег, бегут
ручьи, звенит весенняя капель; осенью- ветер, холодный дождь; зимой- метель, снег, лед);
сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях желтеют и опадают листья-
листопад, вянет трава; зимой деревья без листьев; весной начинает зеленеть трава,
появляются первые цветы- подснежники, на деревьях появляются первые листочки); о
погодных явлениях (дождь -сыро, гулять нельзя; ветер -необходимо теплее одеваться;
летом не надевают теплую одежду, при жарком солнце надевают панаму; осенью, если
идет дождь, необходимо взять зонт; зимой люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые
сапоги, меховые шапки и т. п.); о профессиях: доктор лечит, шофер водит машину,
парикмахер стрижет волосы, повар варит, дворник подметает и т. п. ; о транспорте как
средстве передвижения (машина, автобус); о праздниках и народных гуляньях.
Весь окружающий мир ребенок познает через человека и его действия. Вот почему
так ценно внимание детей ко всему, что делает взрослый в окружающем мире. И на
вопросы ребенка «А что ты делаешь? Что это? Зачем это нужно?» следует обязательно
ответить, причем обстоятельно. Показать, какой предмет у вас в руках и как вы его
используете, и обязательно обратить внимание ребенка на результат вашего труда.
Особый интерес у детей вызывает животный мир. Взрослые расширяют
представления о животных, полученные ребенком на втором году жизни. Теперь уже дети
более продолжительное время могут наблюдать за рыбами, птицами и другими
животными. Обращайте их внимание на наиболее яркие, характерные особенности.
Помните, что детям легче подмечать различия, чем сходство.
Знакомство ребенка с растительным миром происходит также на основе отношений
взрослых к цветам, деревьям, траве. С раннего детства необходимо заложить в ребенке
культуру поведения в лесу, в парке, на лугу. Экологическое воспитание начинается с
образа жизни семьи, отношения взрослых к природе.
Программное содержание ознакомления с окружающим постепенно усложняется.
Взрослые ведут ребенка от простого к сложному, помня о том, что малыш видит перед
собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с
первых лет жизни. Однако любая информация должна быть доступной для ребенка.